Структура личности по Юнгу — Психолог Литвина Ольга, Психотерапевт, Юнгианский аналитик

1. Структура личности

1.1 Психика

Юнг в своей аналитической психологии ушел от главной идеи психоанализа, что мы постоянно боремся с животной частью себя. Его деление психики идет тоже в глубь, но там находится КБ — коллективное бессознательное. А блоки такие — Я:ЛБ:КБ (бессознательное поделил на личное и коллективное).

Понятие коллективного или надличного бессознательного – одна из наиболее оригинальных и спорных теорий психологии на данный момент. Большинство людей используют его чуть-ли не мистическим ярлыком, хотя Юнг изначально подчеркивал что это не совсем так. Коллективное бессознательное – хранилище памяти всех (не только людей), кто жил до нас. В его основе повторяющиеся переживания многих поколений. Они выступают как предрасположенности, заставляющие нас реагировать на мир определенным образом.
На КБ вырастают Я, ЛБ и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути определяется КБ! Структурные компоненты КБ — архетипы. Очень важен архетип Самости (о нём ниже).

Личное бессознательное (Фрейд называл просто бессознательным) состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. В ЛБ существуют комплексы.

Я – это сознающий ум и память: отвечает за чувство «себя» и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания. По Юнгу, рост сознания — это всегда героическое усилие индивида, старающегося преодолеть жесткие рамки того, что все остальные считают уже известным. Сознание учится всё более быстрму распознаванию, узнаванию.

1.2 Типология

Юнг первый заметил, что люди различаются по крайней мере тем на что их Я (эго) направлено в первую очередь — психические установки. Тех, кто прежде всего живёт в своём внутреннем мире, а потом во внешнем окружении он назвал интровертами; тех, кто наоборот — экстравертами. Сны носят компенсаторный характер, так что сны преимущественно экстравертированной личности будут интровертивны, и наоборот.

Со временем он описал 4 психические функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Обычно одна их четырех функций возвышается над тремя остальными и играет в сознании доминирующую роль. Наименее дифференцированная их четырех функций называется низшей функцией. Мышление и чувство называются рациональными функциями.
Потом соединив психические функции с установками получил типологию на 8 категорий.

Единство противоположностей достигается за счет того, что Юнг назвал трансцендентной функцией. Действие этой функции завершается синтезом противоположных систем, что проявляется в стабилизации и интеграции личности. Центр этой интегрированной личности – самость (см дальше).

Что движет личностью

Юнг переопределил Либидо в просто жизненную силу (психическую энергию), которая не обязательно должна быть сексуально или агрессивно окрашенной. Количество психической энергии, вложенной в тот или иной элемент личности, называется ценностью этого элемента. Абсолютную ценность идеи и чувства определить невозможно, но можно определить относительную.

С помощью ценности человек определяет что он предпочитает. Порядок предпочтений можно принять как примерный показатель относительной силы ценностей. Снижение одной ценности неизбежно означает возвышение другой. Например, если ребенок начинает меньше любить семью, возрастает его интерес к другим людям и вещам. Идеальное состояние, в котором вся энергия равномерно распределена между различными полностью развитыми системами, – самость (см дальше).

Главным мотиватором любого человека являются силы из глубины истории — силы архетипов (синонимы: доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие стереотипы, когнитивные инварианты).

Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявлению архетипов в религиозных представлениях, мифах и сновидениях. Архетипы (термин существовал и раньше, хотя был малоизвестен) — первичные психические образы (структура без формы): универсальный для всех людей способ воспринимать и реагировать на что-то. Например, архетип матери создаёт восприятие матери как матери. Повзрослев, девочка будет вести себя как мать посредством этого архетипа. Юнг любил сравнивать архетип с руслом реки, которое медленно формировалось в течение тысячелетий.
Архитипов много и они имеют иерархические уровни. Некоторые из тех, что были выявлены – архетипы Я, развития, рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, мужчины, женьщины, Бога, мудрого старца, матери-земли, итд.
Архетипы провоцируют повторение одних и тех же переживаний у разных людей. Архетипы описаны в мифах. Так как мифы повествуют о человеческих конфликтах, Юнг получил возможность понимать конфликты, переживаемые его пациентами.

В ЛБ (часто на основе архетипа) вокруг какого либо ядра-магнита образа начинают концентрироваться воспоминания, мысли и вызывать сильные эмоциональные реакции. Группы эмоционально заряженных понятий Юнг называл комплексами. Например, мысли, чувства, воспоминания, имеющие отношение к матери, притягиваются к ядру и образуют комплекс матери. Теперь мысли чувства, действия данного человека ведомы представлениями о матери, ее слова и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Любой комплекс может захватить контроль над личностью и стать движущей силой.
С такой точки зрения, Фрейд выдвинул теорию, по которой все комплексы вращаются вокруг сексуально значимых событий на ранней стадии человеческой жизни.

Этапы/стадии развития личности

Нормальный ребенок психологически изначально пребывает в состоянии бессознательности. В процессе его развития из океана бессознательного, подобно островам, возникают разнообразные изолированные моменты сознания; такие острова сознания постепенно становятся все больше и больше до тех пор, пока Эго-комплекс окончательно не кристаллизуется и не даст возможность более или менее устойчиво осознавать себя и других.

Читайте также:  Прогинова для чего назначают и как принимать гормональный препарат

Юнг первый предложил идею развития личности (процесс, названый индивидуацией) как интеграции (гармоничного сочетания) в себе противодействующих сил/качеств на протяжении всей жизни. Самость — архетип порядка, переплетение противоположностей и целостности, который определяет идеальный вариант такого процесса. Самость – центр личности, вокруг которого стабильно группируются все остальные системы. Задаёт личность как во времени (развитие) так и вне его (структура). Символ: мандала. Самость – это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Выражения архетипа самости — образ Христа или Будды. Самость вызывает чувство трепета перед великим.

Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию (осознание себя, специализация). Потерянное от самости (вытесненное) в процессе компромиссов развития обычно можно определить через зависть [внешний конфликт] кому-то или настойчивое отрицание [внутренний конфликт] чего-то в себе. Проекция (бессознательный автоматический процесс) — как в зеркало: прикрепляем вытесненные части себя к чертам других людей и эмоционируем на это.

Маска (persona) – это публичная личина, которую человек надевает в ответ на требования социальных условностей и традиций. Если, как это часто случается, Я отождествляется с маской, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. В некоторых аспектах маска напоминает Сверх-Я по Фрейду. Архетип Тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Пока человек не поймёт, что тень это тоже часть его, то ассоциирует её с врагом или злом. В некоторых аспектах тень напоминает ОНО по Фрейду.
Кроме того, если человек «сросся» со своей маской, то отброшеные им части себя попадают в тень.

Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный архетип в женщине – Анимус. Действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить. Символ: инь/ян. Объединяясь, мужчины и женщины тем не менее являются непримиримыми противоположностями.
Через проекцию данного архитипа мы влюбляемся (и так больше узнаём о других и о себе) — тщетно ищем партнеров, которые наиболее близко соответствуют внутренней персонификации идеала. Когда видим, как за проекцией проступает реальный человек, нам гораздо легче порвать с ним и подождать «новой влюбленности», чем начать узнавать кто он.

Стадии развития по Юнгу — полное формирования Эго (минимальное использование Маски), потом интеграция Тени, потом интеграция Анимы/Анимуса и в идеале замена Эго Самостью (Бог внутри нас).

Нормы и патология — здоровая личность

Может возникать переходная фигура после Анимы/Анимуса и до Самости — это (архетип) Маг (Мана-персона), фактически низшая «версия» Самости.
Слово «мана» у антропологов обозначает некую безличную сверхъестественную силу, овладевающую людьми или предметами.
Архетипы аккумулируют «ману» в себе и через неё «ловят» себе адептов. Надчеловеческая энергия, ощущаемая нами, не наша — она принадлежит коллективной истории человечества и содержится внутри архетипов. Чем далее углубляемся в коллективное бессознательное, тем сильнее становится «мана».

Попав в «тиски» любого архетипа, человек уже не в состоянии развиваться, не в состоянии изменяться (даже можно поствить вопрос «осталось ли что-то от его личности?»). Такие люди «облачаются в мантию» гуру, наставника, мудреца, гадалки; или проецируют подобный образ на кого-либо другого, а на себя принимают такую же ограниченную роль ученика гуру. Почти все культы полны замечательных «саморазвитых» людей.

Юнг говорит, что плохая адаптация и несчастья в огромной мере возникают из-за «застревания в развити», одностороннего, однобокого развития личности, при котором игнорируются важные грани человеческой натуры. Это отвержение порождает личностные нарушения и иррациональное поведение. Односторонность может возникать при захвате архетипом и через комплекс.

Здоровый человек по Юнгу постоянно следует по пути индивидуации (объединению в себе противоположностей) к своей Самости.

Методы работы

В отличие от Фрейда терапия это не менторство взрослого, а сотрудничество на равных. Цель — разоблачить самообман, который делат личность односторонней. А потом найти новые грани восприятия себя и трансофрмировать пациента из «просящего помощи» в «самостоятельного».

Все архитипы могут проявляется в снвоидениях пациента. Их анализ в поиске значимых образов Тени, Маски, Анимы/Анимуса, Самости.
Индикатор комплекса – это любое нарушение поведения, указывающее на присутствие комплекса. Интенсивность эмоциональной реакции на ситуацию – показатель силы комплекса. Индикаторы комплекса проявляются и в тесте словесных ассоциаций. Также, чтобы обнаружить комплексы используются любые методики получения образов: арттерапия или песочная терапия.

Читайте также:  Кандидозы у женщин симптомы, фото, лечение, признаки кандидоза

Юнг ушел от свободных ассоциаций к направляемым. Терапевт иногда в поток сознания клиента «вбрасывает» слова. Человек на каждое из них должен отвечать первым пришедшим на ум словом. Если реакция на какое-то слово потребовала необычно много времени, это указывает на то, что слово каким-то образом связано с комплексом.

Теория личности Карла Юнга

Карл Юнг — один из самых выдающихся психологов и психотерапевтов современности. Ученик Фрейда и основатель аналитической психологии, Юнг не разделял полностью взглядов своего учителя и со временем отошёл от классической фрейдовской концепции личности. Возникшие разногласия между психологами подарили миру глубинную и необычную теорию личности.

Структура личности по Юнгу

Как и Фрейд, Юнг считал, что личность (психика) состоит из 3 основных уровней: Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго).

Эго представляет собой наше сознание. Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

Личное бессознательное включает в себя ощущения, страхи, комплексы, мысли, которые были вытесненные из сознания и якобы «забыты». Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. Юнг считал, что содержание этого уровня личности доступно для осознания, но требует прикладывания определённых усилий со стороны человека.

Коллективное бессознательное — самый спорный аспект юнгианской теории личности, который был одним из главных разногласий между Юнгом и Фрейдом. Этот уровень личности также называют надличностным бессознательным. Оно включает в себя воспоминания и образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей. Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

Основные архетипы по К. Юнгу

В отличие от Фрейда, который считал главными динамическими силами развития личности подавленные сексуальные влечения и агрессию, Юнг отдавал основную мотивационную роль архетипам — глубинным образам, сформировавшимися во процессе эволюции. Среди всех архетипов ведущую роль Юнг отводил 5 основным: Аниме, Анимусу, Персоне, Тени, Самосте. Аниме и Анимус — две составляющие одного целого, где первая часть является воплощением женского бессознательного у мужчин, а вторая — мужского бессознательного у женщин. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов. Персону часто ещё называют Маской, так как этот архетип отождествляется с ролью человека в обществе и напоминает амплуа актёра в театре. Тень — это обратная сторона Персоны. Она скрывает все социально неприемлемые стороны личности, которые нельзя проявлять в данном обществе. Самость — центр личности, проявление её внутренней гармонии и целостности.

Типы личности: экстраверты и интроверты

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Эти две основные направленности одновременно присутствует в каждой личности, но одна из них является доминирующей и определяет вектор развития человека. Так, экстраверсия является проявлением интереса к внешнему миру. Соответственно экстраверты находят силы и энергию в общении с окружающими людьми. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Полная противоположность экстраверту — интроверт. Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний. Внешний или внутренний локус личности тесно связан с врождёнными особенностями нервной системы и темпераментом. Как правило, экстраверты обладают сангвиническим или холеристическим темпераментом, а интроверты — флегматическим или меланхолическим.

Психологическая концепция К. Г. Юнга

Согласно концепции швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875-1961), личность (душа) человека состоит из трех взаимодействующих структур: сознания (Эго), личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Сознание (Эго) — это индивидуальная психологическая структура, включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым человек осознает себя, регулирует свою сознательную деятельность.

Личное индивидуальное бессознательное — это совокупность инстинктов, способствующих выживанию, и «бессознательных комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания.

Юнг указывал, что именно в бессознательное поступает та информация из внешнего мира, которая изначально обладает малой интенсивностью или иными параметрами, делающими ее недоступной для сознания человека.

Современные исследования подтвердили правоту Юнга. Оказывается, каждую секунду человек получает из внешнего мира и Космоса около миллиарда бит информации, но ощутить и осознать человек может лишь 16 бит информации в секунду. Остальная информация (практически весь этот миллиард бит информации) поступает в бессознательное. Таким образом, бессознательная часть психики несравненно более информационно насыщена, чем сознание, и более тесно связана с миром, природой, людьми, с Космосом.

Читайте также:  Дети ЭКО - существуют ли отличия от обычных ребят

Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества, являющееся проявлением созидательной космической силы. В отличие от индивидуального (личностного) бессознательного, коллективное бессознательное идентично у всех людей, общее для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным.

Коллективное бессознательное — это наиболее глубинный уровень психики, основная структура личности, в которой собран весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов — врожденных психологических факторов, первичных идей. Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством»; это «общая душа, не имеющая временных пределов»; фундамент индивидуальной психики. Коллективное бессознательное есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов.

Архетипы, психические первообразы, обусловливают, с одной стороны, предрасположенность к поведению определенного типа, а с другой — коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху. Они проявляются в мифах, сказках, искусстве, выражая дух эпохи. Архетипы являются связующим звеном между материей и психикой. Юнг назвал их психоидами, полагая, что они способны каким-то образом влиять на наш физический мир. Юнг описывал архетипы Матери, Отца, Персоны, Анимы, Анимуса, Тени и Самости.

Архетип «Мать» — это обобщенный образ всех матерей прошлого, могущественный первообраз, который окрашивает в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение человека к матери, женщине, обществу, чувствам.

Архетип «Отец» — обобщенный образ всех отцов прошлого. Этот архетип определяет отношение человека к мужчине, к закону, к государству, к разуму, к Богу.

Архетип женщины («Анима») — это чувственней образ женщины, который тысячелетиями носит в себе мужчина. Многие мужчины могут до деталей описать образ «желанной женщины, чувственный образ желанной любовницы» и среди огромного числа женщин могут распознать и искать тех, кто больше всего подходит под тип Анимы. Архетип Анимы, с одной стороны, обусловливает тенденции сексуальных предпочтений мужчины, а с другой — внутреннюю «психологическую» женщину, живущую в душе мужчины. Именно в мужчине выражается его архетип Анимы в виде необузданных эмоций, капризов, иррациональных чувств (бессознательно проявляются женоподобные качества).

Архетип мужчины («Анимус») — это чувственный образ желанного мужчины, который, с одной стороны, обусловливает сексуальные предпочтения женщины, а с другой стороны, представляет собой внутреннего «психологического» мужчину, живущего в душе женщины. Бессознательный архетип

Анимуса помогает женщинам проявлять стойкость в жизненных ситуациях, а также побуждает их спорить, используя нелогические аргументы, не признавать ничьей правоты, оставляя за собой последнее слово в споре, считая свое мнение самым верным.

Архетип «Персона» (от лат. persona — личина, маска) — это публичное лицо человека, которое служит цели производить впечатление на других и утаивать от них свою истинную сущность. Персона как архетип необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

Архетип «Тень» представляет собой подавленную, теневую и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти, но выступает как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека. Юнг считал, что функция сознания (Эго) состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

«Самость» — самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Целостность личности достигается за счет действия архетипа «Самость», который координирует вес структуры психики человека и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека.

К. Г. Юнг ввел понятие аказуального связующего принципа синхронности, обозначающего осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве, когда «определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию».

Например, вы подумали о человеке, которого давно не видели, и он неожиданно появляется перед вами или звонит вам издалека. Или неожиданно у нас возникает тревожное состояние страха, и вы вскоре оказываетесь свидетелем или участником несчастною случая и т.н.

Возможное объяснение явлений «синхронности» — наличие бессознательной связи человека с другими людьми, с архетипами коллективного бессознательного, с физическим миром и информационным полем человечества и Космоса, с прошлыми, настоящими и будущими событиями.

Новаторские идеи К. Г. Юнга о коллективном бессознательном, о бессознательном единстве человека со всем человечеством, миром, Космосом получают свое дальнейшее развитие и подтверждение в современных исследованиях трансперсональной психологии.

Ссылка на основную публикацию
Странные; червячки; или; мушки; перед глазами
Помутнение стекловидного тела Иногда, человек может замечать в поле зрения темные или прозрачные, плавающие пятна или прозрачные тела, похожие на...
Стоимость и состав программ
Программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет Становление личности В три года ребенок из периода младшего возраста...
Стоимость лечения рака шейки матки методом фдт Доктор Афанасьев
Фотодинамическая терапия Продолжительность сеанса: 30-45 минут Улучшение состояния уже через 1 сеанса Полный курс лечения: 5-10 процедур Лечение тяжелых онкологических...
Страховка от онкологии, страхование онкологических, критических, смертельных и иных тяжелых заболева
РАСШИФРОВКА АНАЛИЗА КРОВИ ТАБЛИЦА Качественную интерпретацию результатов анализа крови может осуществить только врач. Однако, как и в любой специальности, в...
Adblock detector