Статья Искусство управления голосом

Голос как средство общения

Общение является достаточно важной потребностью человека. С помощью общения мы обмениваемся информацией, познаём друг друга и окружающую среду.

Благодаря общению мы удовлетворяем потребность в восприятии информации и потребность быть услышанным. Мы извлекаем массу удовольствия из общения с себе подобными, а соответственно, развиваемся.

В процессе общения человек использует вербальные и невербальные инструменты общения. Общение без мимики, жестов, зрительного контакта становится неинформативным и сухим. Важнейший инструмент, который человек использует во время общения — это голос.

Голос — это инструмент, с помощью которого вы донесёте своё сообщение до аудитории. Голос имеет много характеристик, которые тем или иным образом влияют на направленность и результат общения. С помощью голоса вы можете расположить к себе или оттолкнуть оппонента, вызвать у него любовь, страх, жалость и массу других чувств.

При умелом использовании речь и голос становятся мощным психологическим оружием, действующем на подсознание собеседника.

Да, голос — это мощное оружие! Но, увы, никто не совершенен, и редко люди появляются на свет с поставленным и чётким голосом. Есть люди, чей голос тихий, неубедительный или робкий. Даже если они говорят поистине правильные и неоспоримые вещи, принимать их слова нет желания.

Экспериментально были выявлены основные эмоциональные реакции человека на различные вариации высоты и тембра голоса собеседника. Высокий и звонкий голос ассоциируется с энергичностью, юностью, неопытностью и эмоциональной незрелостью. Пронзительный, высокий звук наше подсознание воспринимает как сигнал тревоги, что, соответственно, вызывает дискомфорт. Низкий голос ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Не видя человека, а слыша его низкий бархатный голос, можно испытать приятные чувства. Низкий голос обусловлен повышенным содержанием мужских половых гормонов, следовательно, обладатель такого голоса считается более темпераментным.

Следует помнить и про другие характеристики голоса, а именно резонанс. Красивый голос должен быть резонирующим, вибрирующим. Резонанс — это результат вибрации воздуха в голосовых полостях, то есть в синусах, носоглотке, гортани и грудной клетке. Для резонанса требуется правильное глубокое дыхание.

Скажите «чух-чух», то вы не должны чувствовать вибрацию в носу, но зато вибрация должна присутствовать в груди и в горле.

Теперь сделайте глубокий вдох и наполните лёгкие воздухом. Задержите дыхание, а потом скажите «Ура! Ура!». Вы должны почувствовать резонанс в груди.

Эти простые упражнения помогут вам понять особенности вашего голоса и источники резонанса в вашем теле.

  • Высота тона.

Высота тона характеризует высоту произносимых вами звуков и зависит от частотной вибрации вашей гортани. Для высокого голоса характерна высокая частота вибрации, для низкого голоса характерна низкая частота вибрации. Когда вы сердитесь, голос становится резким и пронзительным. Когда вы устали, голос становится хриплым. Когда вы опечалены, то и диапазон, и высота голоса понижаются.

  • Громкость.

Громкость звука измеряется децибелами. Она непосредственно связана с объёмом воздуха в лёгких. Осторожно контролируя силу и энергию звука, вы регулируете громкость своего голоса.

  • Тембр.

Тембр позволяет на слух идентифицировать различные голоса.

  • Экспрессия.

Для того чтобы ваша речь стала выразительной, старайтесь зрительно представить себе то, о чём вы говорите. Внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса; внесите чувство и цвет в вашу речь. Читая вслух драматические пьесы и приучаясь различать на слух нужное выражение, вы развиваете экспрессивность вашей речи.

На звучание голоса оказывает влияние не только гормональная составляющая крови, но и строение голосовых связок, психологический настрой, особенности дыхания. При правильном использовании голоса в речь человека вовлекается всё тело, от макушки до пяток. То есть всё тело является как бы музыкальным инструментом. Для задействования всего голосового аппарата необходим воздух, поставляемый лёгкими. А для того чтобы получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние, надо дышать с помощью диафрагмы. Она проталкивает воздух, который вдыхают лёгкие сквозь горло и губы.

При произнесении речей важную роль играют мышцы ног. Они позволяют нам правильно расположить тело и сохранить прямую осанку. Ваша осанка зависит от того, как плотно ваши пятки упираются в пол. Равномерно распределите свой вес на ноги, выпрямьтесь во весь рост, слегка откиньте голову. Таким образом, вы сможете полностью контролировать свой голосовой аппарат.

Читайте также:  Консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему Агрессия ребёнка 6-7 лет

Наш голос создаётся в глубине организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагральное дыхание поддерживает весь процесс, гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, артикуляторы позволяют произносить звуки и слова. Поняв, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать и освоить приёмы его улучшения.

Существует большое количество методик, позволяющих овладеть и развивать характеристики вашего голоса. Акцент делается в основном на связи эмоции — интонации.

Овладеть голосом можно в процессе живого общения. Чтобы сделать своё общение комфортным и приятным, помните и о других инструментах. В совокупности с отточенным голосом используйте невербальные способы воздействия, а именно мимику, жесты, визуальный контакт. И пусть ваше общение приносит удовольствие!

ГОЛОС В НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

Различают следующие характеристики человеческого голоса: скорость речи, громкость, артикуляция, высота голоса, режим или чтение речи [19, с. 134].

Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека. В странах индоевропейских языков говорят со скоростью от 200 до 500 слогов в минуту (скорость ниже или выше этих значений соответственно определяется как крайне медленная или крайне быстрая). Исходя из этого можно дать такое определение:

  • • менее 200 слогов в минуту — относительно медленная речь;
  • • около 350 слогов в минуту — относительно нормальная речь;
  • • около 500 слогов в минуту — относительно быстрая речь.

Специалисты по вербальной коммуникации считают, что, например,

для французов или итальянцев «нормальная скорость» обычно выше, чем для немцев. Поэтому так сложно переводить итальянские и французские фильмы на немецкий язык: синхронизация становится делом крайне тяжелым; при переводе с английского — проблема прямо противоположна.

Громкость. Большая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной силе), либо кичливости и самодовольству; малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседников. Как показывает коммуникативная практика, усилению эмоциональной речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов.

Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта; грудной голос — мышление и речь сопровождаются повышенной эмоциональностью, естественные, а не искусственно созданные; высокий пронзительный голос — признак страха и волнения; низкий тон голоса — это расслабленность, покой и достоинство.

Режим или течение речи. Ритмическое говорение (ровное перетекание слов с легкими, периодическими колебаниями) — богатство чувств, уравновешенность, как правило, хорошее основное настроение; строго, цикличное, правильное говорение — сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплина, педантичность, холодность чувств; круглотекучая манера говорить — глубокая, полная эмоциональная жизнь; угловато-отрывистая манера — трезвое, целесообразное мышление.

Во время делового взаимодействия иногда возникают паузы, причины которых весьма разнообразны: чтобы придать дополнительную силу последующим словам; в связи с тем что собеседник задумался; чтобы выиграть время для размышления; с целью предоставить шанс партнеру для высказывания; как реакция на сигналы тела собеседника, свидетельствующие о желании что-то сказать; потому что говорящий отвлекся; паузы затруднительного положения, во время которых надеются, что может быть заговорит собеседник, в противоположность паузам тактическим, во время которых также рассчитывают, что заговорит другое лицо, но уже из других соображений.

Рекомендации по интерпретации голоса представлены в табл. 6.2 [12, с. 112-113].

Интерпретация человеческого голоса

Большая или малая громкость

это проявление по сути большой или малой изначальной жизненной силы и происходящей от нее уверенности

Ясное произнесение слов

внутренняя дисциплина, осознанная сформированность, жизненная позиция. Потребность в ясности, представлении себя другим. Недостаток живости

Неясное, нечеткое, расплывчатое произношение

недостаток критического отношения к самому себе, внутренней сформированности, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою. Связанность чувственными впечатлениями, отсутствие установки на другого

Нормально ясная, легкопонимаемая, но не блещущая точностью артикуляция

Читайте также:  Периферический рак лёгкого - лечение и прогноз

естественно и искренне включенный человек, без какой- либо закулисной подоплеки, вероятно, уравновешенный по натуре

Металлически звучащий голос

говорит об энергии и твердости

Елейный, жирно-мягкий голос

происходит от только лишь изображаемой дружественности, при ханжестве человека. Такой голос нередко соскальзывает к фальшивому пафосу

Слабая мелодичность, одинаковая высота тона

действуют монотонно, усыпляюще. Монотонный голос всегда имеет в себе нечто скрытное, зажатое

Падающая тональность

вероятно, слабая воля, известная мягкость, склонность к депрессии

Ритмичные колебания мелодии

выражение-оживленные, но внутренне уравновешенные люди со значительными способностями к творчеству и развитию

Неритмичные колебания мелодии

внутренняя неуравновешенность, отсутствие стабильности вплоть до лабильности основных установок

Ритмичное говорение

богатство чувств, уравновешенность, духовное равновесие, скорее радостное основное настроение

неравномерности в ритме

обычно живой, подвижный или зависимый от эмоций характер, с недостаточным самоконтролем, нерасчетливый, скорее негативное или неустойчивое основное настроение

Строго цикличное, правильное говорение

управление собой с помощью рассудка и воли, сильная рефлексия по поводу переживаемого, напряжение воли, дисциплина, жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств

Невербальное общение — что это такое в психологии

Невербальный это «язык тела» в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкус, голос, зрительные сигналы. Невербальные средства коммуникации способствуют созданию психологического контакта между партнерами, обогащают значения, передаваемые словами, отражают истолкование ситуации. Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, выступают национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус, принадлежность к определенным возрастным группам.

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение что это такое в психологии

Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:

  • взгляд;
  • межличностное пространство;
  • оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
  • околоречевые факторы – голосовой диапазон, вокальные качества, тембр;
  • внеречевые (смех, речевой темп, паузы).

К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.

Происхождение невербальных способов общения

Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:

  • побледнение или покраснение;
  • увеличение зрачков;
  • искривление губ;
  • моргание.

На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:

  1. Поведенческие факторы. Вызваны физиологической реакцией: потоотделение от волнения, дрожь в случае холода или страха.
  2. Ненамеренные средства. Связаны с привычками людей (почесывание виска, болтание ногами, прикусывание губы).
  3. Коммуникативные сигналы. Передают краткие сведения об объекте, событии или состоянии.

Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.

Общепринятые «знаки тела»

Коммуникации невербального общения

Невербальные средства общенияэто система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:

  1. Акулесика. Сообщения передаются посредством взглядов. Они зависят от частоты и длительности, интенсивности контакта (пристально или скользяще). Взгляд сокращает психологическую дистанцию или воспринимается как угроза.
  2. Кинесика. Сочетает взгляды, мимику, позы, жесты, движения социокультурного и физиологического происхождения.
  3. Тактильное поведение. Метод общения построен на прикосновениях (ритуальных, любовных, профессиональных, дружеских) для усиления или ослабления процессов связи.
  4. Хронемика. Использование времени при невербальном общении. Например, в США опоздание считается неуважением, а в Латинской Америке данная ситуация – обычное дело.
  5. Проксемика. Отношения строятся с учетом расстояний, территориальных расположений.
  6. Сенсорика. Отношение к индивиду основывается на восприятии органами чувств (ощущение звука, вкуса, тепла собеседника).
  7. Паравербальное общение определяется голосовым тембром, ритмом, интонацией при передаче информации.

Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).

Виды невербального общения

Жесты

К невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации. Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.

Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.

Читайте также:  Основные направления деятельности и специфика социально-психологической помощи подросткам с девиантн

Позы силы и слабости

Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой. Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию. Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.

Мимика

Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах.

Возможны разные формы мимических комплексов:

  1. Амимия заключается в отсутствии видимых мимических изменений.
  2. О напряжении могут говорить плотное закрытие рта, окаменелое состояние верхней части лица.
  3. Интерес легко распознать по легкому приподниманию или опусканию бровей, небольшому расширению и сужению век. Поле зрения увеличивается, фокусировка глаз обостряется.
  4. Улыбка может относиться к умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, используется при приветствии.

Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию.

Мимическое отображение эмоций

Дистанция

Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:

  1. Интимный. Отрезок длиной 0…45 см считается оптимальным для общения близких людей.
  2. Персональный. Промежуток 45…120 см выдерживается при общении со знакомыми людьми.
  3. Социальный. Расстояние 120…400 см рекомендовано при официальных переговорах, беседе с чужими людьми.
  4. Публичный. На дистанции 400…750 см не считается грубостью обменяться парой фраз, данный промежуток соблюдается при выступлениях перед аудиторией.

Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль. Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.

Интонация

Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:

  • волнение проявляется низким тоном голоса, быстрой обрывистой речью;
  • энтузиазм выдают громкий голос, четкая уверенная речь;
  • усталость легко определить по низкому тону голоса, ослаблению интонации к концу предложения;
  • признаками высокомерия могут выступать медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • неуверенность ощущают собеседники, допускающие ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.

Одежда говорит о человеке

Одежда

При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах. Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые. Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).

Особенности невербального общения

Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.

Открытая поза на переговорах

Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Средство от запоров у новорожденных список разрешенных лекарств
Запор у детей. Профилактика. Диетотерапия Запоры широко распространены как среди взрослых, так и детей (5-30% в зависимости от критериев диагностики)....
Спринцевание при молочнице в домашних условиях содой и ромашкой как делать
Как делать спринцевание содой для зачатия, лечения эрозии и молочницы Спринцевание содой является процедурой промывания стенок влагалища от патогенной микрофлоры:...
Сравнение датчиков дыма Rubetek KR-SD02 и Fibaro Smoke Sensor FGSS-101 articles
Mitsubishi Shipbuilding develops LNG fuel supply system for LNG-powered car carrier Mitsubishi Shipbuilding, a unit of Mitsubishi Heavy Industries (MHI),...
Средство от морщин вокруг глаз — эффективные народные средства
10 лучших кремов для кожи вокруг глаз Выбираем лучшие кремы для век - по отзывам экспертов и покупательниц Лучшие кремы...
Adblock detector