Сравнительная оценка эффективности трех методов щадящей иммобилизации нижней челюсти при переломах

ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ

ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ — иммобилизация челюстей при их переломах, а также при заболеваниях пародонта с помощью специальных приспособлений (шин) из металла, пластмассы или подручного материала.

Различают временную (транспортную) и постоянную (лечебную) иммобилизацию. Временную иммобилизацию осуществляют путем наложения повязок или лигатурного связывания зубов, постоянную — главным образом назубными проволочными шинами, реже зубонадесневыми и надесневыми шинами.

Временная иммобилизация при переломах челюстей, заключающаяся в фиксации отломков, имеет целью уменьшить боль и травматизацию мягких тканей острыми краями поврежденных костей, при обширных повреждениях нижней челюсти со значительным смещением отломков она устраняет опасность асфиксии. Временная иммобилизация не обеспечивает устойчивой фиксации отломков в правильном положении, поэтому применение ее допустимо лишь на период транспортировки больного в ближайшее специализированное лечебное учреждение. Временная иммобилизация, продолжающаяся более 1—2 суток, особенно при наличии резко смещенных или подвижных отломков, затрудняет последующую репозицию и может способствовать сращению отломков в неправильном положении.

Наиболее простой способ временной иммобилизации при переломах нижней челюсти — фиксация ее к неповрежденной верхней путем кругового бинтования через голову (под нижнюю челюсть подкладывают дощечку, обернутую ватой и марлей) или наложения пращевидной повязки (см. рис. 5 к ст. Десмургия). Более удобны стандартные повязки: мягкая матерчатая шина-праща Померанцевой — Урбанской, удерживаемая на голове с помощью резиновых полосок, укрепленных на лоскуте ткани; жесткая шина-праща, имеющая опорную головную шапочку, к которой праща крепится с помощью резиновых полосок (см. рис. 9 к ст. Стоматологическая техника).

При переломах верхней челюсти временную иммобилизацию осуществляют с помощью подручных средств, например деревянной планки или линейки, которую подводят под зубы и подвязывают за концы к круговой повязке, наложенной на свод черепа (рис. 1). В некоторых случаях при незначительном повреждении верхней челюсти и неповрежденной нижней с сохранившимся зубным рядом, временная иммобилизация достигается наложением шины-пращи. Стандартная металлическая верхнечелюстная шина, используемая для транспортной иммобилизации, состоит из шины-ложки, вставляемой в ротовую полость, с боковыми стержнями, расположенными снаружи по обеим сторонам верхней челюсти.

Стержни служат для крепления шины с помощью резиновых полосок к опорной головной шапочке (рис. 2). При наложении шины ее внутриротовую часть выстилают ватно-марлевой прокладкой.

Лигатурное связывание зубов (лигатурная повязка) с целью временной иммобилизации показано при наличии не менее двух устойчивых зубов на каждом из отломков. Зубы связывают на одной челюсти (одночелюстное связывание) или на обеих, а затем соединяют (межчелюстное связывание). Фиксация отломков путем наложения лигатурной повязки допустима на срок не более 3—4 дней из-за опасности расшатывания зубов. Методика лигатурного связывания зубов проста; такая повязка мажет быть наложена в любом медицинском учреждении. Под местной анестезией проводят репозицию отломков. Затем бронзоалюминиевую проволоку толщиной 0,2—0,5 мм, длиной 6—8 см проводят с помощью анатомического пинцета в межзубный промежуток, охватывают два соседних зуба в области шеек, выводят конец проволоки наружу, соединяют оба конца и скручивают по часовой стрелке. Такие лигатуры накладывают по обе стороны от перелома и соединяют между собой, достигая скрепления отломков. Концы лигатур подгибают таким образом, чтобы они не травмировали слизистую оболочку ротовой полости. Более удобен способ, предложенный Айви (R. Н. Ivy). Отрезок проволоки длиной 6—8 см сгибают пополам в виде шпильки и скручивают так, чтобы образовалась небольшая петля (рис. 3). Концы проволоки вводят между зубами, намеченными для фиксации, и, обмотав ими вокруг шейки двух соседних зубов, выводят на наружную их поверхность, протаскивают через петлю и связывают между собой, скручивая по часовой стрелке. При необходимости межчелюстного связывания лигатурные повязки накладывают на зубы-антагонисты и соединяют отрезком проволоки, пропущенным через петли лигатур.

Читайте также:  Острая кишечная непроходимость

Постоянную иммобилизацию применяют в основном при переломах нижней челюсти. Для этого используют шины, изготавливаемые вне-лабораторным и лабораторным способами. Внелабораторным способом изготавливают более простые, главным образом назубные проволочные шины и шины из быстро-твердеющей пластмассы; лабораторным способом (в специальных зуботехнических лабораториях) — сложные шины по оттискам, снятым с челюстей больного. Сложные шины нередко представляют собой репонирующие и иммобилизирующие аппараты.

Шинирование при переломах нижней челюсти в основном производят с помощью назубных проволочных шин. Метод предложен в 1915 году С. С. Тигерштедом. Перед наложением назубных шин отломки челюсти репонируют под проводниковой анестезией. Проволочные шины изготовляют вручную, моделируя их по величине и форме зубной дуги пострадавшего и в зависимости от локализации перелома, его характера, наличия зубов на отломках челюстей. Для этого используют алюминиевую проволоку диаметром около 2 мм; шину привязывают к зубам лигатурными повязками из бронзоалюминиевой проволоки.

Одночелюстную гладкую шину (гладкая скоба) применяют при линейных переломах нижней челюсти, легко вправимых, расположенных в пределах зубного ряда, при наличии не менее 2—3 устойчивых зубов на каждом отломке (рис. 4, а, б, в). При небольших дефектах в зубном ряду накладывают шину с распорочным изгибом (рис. 4, г). В случаях, когда большой отломок смещается в сторону перелома, используют шину с наклонной плоскостью (рис. 4, д). В большинстве случаев при переломах нижней челюсти используют шину с зацепными петлями (рис. 4, е).

Зацепные петли на шине изгибают с таким расчетом, чтобы они соответствовали наружной щечной или губной выпуклости зуба, а не межзубному промежутку. Привязав зацепные шины к зубам, верхнюю и нижнюю челюсти соединяют резиновыми кольцами, создавая тягу в определенном направлении для обеспечения репозиции отломков и восстановления правильного прикуса (межчелюстная фиксация). Существуют усовершенствованные шины с зацепными петлями. Так, в модификации А. И. Степанова на гладкую шину до ее закрепления на челюсти надевают готовые крючки; Г. А. Васильевым разработана стандартная назубная ленточная шина с зацепными крючками, которую фиксируют на челюсти лигатурной проволокой.

Зубонадесневые и десневые шины применяют при переломах нижней челюсти с беззубыми отломками, дефектами костной ткани, при локализации перелома вне зубного ряда. Их изготавливают из пластмассы лабораторными методами. К этому виду шин принадлежит шина Вебера, представляющая собой пластинку, напоминающую съемный ортопедический протез. При локализации перелома за зубным рядом используют шину Вебера с наклонной плоскостью, которая предотвращает смещение большого отломка в сторону перелома. Шина Порта служит для иммобилизации отломков при отсутствии зубов на обеих челюстях. Она состоит из двух пластинок — для верхней и нижней челюсти, сваренных между собой; в переднем отделе шины имеется отверстие для приема пищи.

Читайте также:  Инстилляция (заливка) уретры, мочевого пузыря - «Инстилляции – что это такое Мой опыт проведения инс

Шины из быстротвердеющей пластмассы применяют для иммобилизации отломков при переломе челюстей различной локализации. Этот вид шин показан при переломах челюстей в сочетании с лучевыми поражениями. Фиксацию шин к зубам осуществляют с помощью капроновой нити или бронзоалюминиевой проволоки. При дефекте зубного ряда в области перелома иммобилизацию отломков можно произвести с помощью капп (см.) из быстротвердеющей пластмассы, изготовленных в форме мостовидного протеза.

Одночелюстную и межчелюстную фиксацию можно осуществить с помощью колпачковых шин, которые штампуют из одного куска листового металла для каждого зуба или для нескольких зубов в виде каппы.

При невозможности иммобилизации с помощью шин, например при чрезмерном смещении фрагментов, дефектах костной ткани, наличии беззубых отломков, а также при необходимости более раннего восстановления функции челюсти применяют оперативные методы лечения с использованием внеротовых методов фиксации и различных способов остеосинтеза (см. Челюсти).

Шинирование при заболеваниях пародонта — объединение группы зубов в единый блок с целью иммобилизации подвижных зубов и распределения жевательного давления на сохранившиеся зубы.

Временное шинирование зубов осуществляют при обострении заболевания, оперативных вмешательствах, после перемещения зубов при применении ортодонтических методов лечения (см.). Постоянные шины используют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время.

Шины могут быть съемными и несъемными, а по протяженности — цельными (для всей челюсти) и частичными (для группы зубов). Несъемные шины обеспечивают длительную и прочную фиксацию, удобны, отвечают косметическим требованиям, однако недостатком этого вида шин является необходимость препарирования зубов. Из съемных шин наиболее надежно устраняют функционные перегрузки пародонта бюгельные шинирующие протезы. Шина-протез представляет собой металлический каркас, одним из основных элементов которого является соединяющая дуга (бюгель). Дуга может быть широкой или узкой, в ряде случаев иметь форму рамы. В каркасе протеза имеются фиксирующие и разгружающие приспособления в виде удерживающих и опорно-удерживающих кламмеров (см. Зубные протезы) различной конструкции — когтевидных, кольцевидных, непрерывных многозвеньевых, с окклюзионными накладками (цветн. рис. 1—4). Как правило, в протезе имеются искусственные зубы, восполняющие дефекты зубных рядов.

3аусаев В. И. и др. Хирургическая стоматология, с. 348, М., 1981; Руководство по ортопедической стоматологии, под ред. А. И. Евдокимова, М., 1974; Руководство по хирургической стоматологии, под ред. А. И. Евдокимова, М., 1972.

Первая врачебная помощь (транспортная иммобилизация)

Первая врачебная помощь при переломах челюсти заключается во вре­менном закреплении отломков в неподвижном состоянии. Это необходимо проводить для остановки кровотечения или его предупреждения, а также для прекращения боли. Временное шинирование отломков является одним из средств борьбы с шоком.

Для иммобилизации применяют транспортные шины. Самой распространен­ной и простой является жесткая подбородочная праща. Она применяется на короткий срок (2-3 дня) при переломах верхней и нижней челюстей, когда име­ется достаточное число зубов, удерживающих межальвеолярную высоту.

Читайте также:  Месячные после вакуум-аспирации (миниаборта) когда должны начаться после прерывания беременности

Для иммобилизации отломков нижней челюсти и при переломах альвео­лярного отростка верхней челюсти применяют также лигатурное связыва­ние челюстей (по Айви, Вильга, Гейкину, Лимбергу). Лигатурное связыва­ние челюстей должно сочетать с наложением подбородочной пращи.

Классификация аппаратов для лечения переломов челюстей По конструкции:

1. Стандартные:

подбородочная праща; шина-ложка,

аппараты Рудько, Збаржа; шина Васильева.

2. Индивидуальные: проволочные шины;

шины из быстротвердеющей пластмассы;

шина Ванкевич; 1 паяные шины.

Последние три шины изготавливаются в лаборатории, для чего требует­ся снятие слепков.

По месту расположения: 1 Внеротовые.

По лечебному назначению:

2. Вспомогательные, они используются на этапе хирургического

ПТЯТ Т^АРТ1-ТГ»Й ПТТЯ^’ГТ.ГТУЛ тггт 1 -«*

По функции:

1. Репонирующие (исправляющие положение отломков).

2. Фиксирующие отломки в правильном положении. Это шины.

3. Формирующие, являются опорой для пластического материала.

4. Замещающие (протезы), замещают дефекты зубного ряда, челюстей, лица.

5. Комбинированные, несут несколько функций.

Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 589 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Лигатурные назубные повязки

Межчелюстное лигатурное скрепление – наиболее часто применяемый вид временной иммобилизации отломков челюстей. Это скрепление обязан выполнить любой стоматолог. Связывание чаще производят бронзово-алюминиевой проволокой (лигатурой) диаметром 0,4-0,5 мм или полиамидной нитью диаметром 0,5-0,6мм на срок не более 1-3 суток (для предотвращения расшатывания зубов).

Показания к применению:

1. Для фиксации отломков нижней челюсти между собой, при условии, что на каждом из них имеются не менее 2-3-х устойчивых зубов (мономаксиллярная — одночелюстная повязка);

2. Фиксация отломков нижней челюсти, имеющих устойчивые зубы, с устойчивыми зубами неповрежденной верхней челюсти (бимаксиллярная — двучелюстная повязка);

3. Мономаксилярное шинирование при переломах альвеолярного отростка с применением подбородочной повязки;

1. Межчелюстное связывание при одновременных переломах нижней и верхней челюстей;

2. Для межчелюстного скрепления при подвижных зубах и зубах находящихся в щели перелома.

3. Для межчелюстного лигатурного скрепления при сотрясении головного мозга, возможности кровотечения из полости рта, опасности возникновения рвоты при транспортировке.

Первой из известных лигатурных повязок является восьмиобразная по Гиппократу, теперь она имеет только историческое значение.

Жесткая межчелюстная повязка по А.А.Лимбергуприменяется с целью фиксации отломков нижней челюсти к зубам верхней, путем скручивания между собой концов лигатур в преддверии полости рта. Такое закрепление отломков применяется с пращевидной повязкой на срок не более 10 суток.

Межчелюстное лигатурное связывание по Айви (1), Гейкину (2), Вильга (3):

Способ Айви прост в изготовлении, функционален и более удобен, чем другие методы, так как при его применении не образуется грубых клубков проволоки в преддверии полости рта. При необходимости открыть рот, достаточно перерезать 2 вертикальные проволочные лигатуры, проведенные через петли.

Способ Вильга неудобен тем, что для межчелюстной фиксации требуются специальные «пуговички» с двумя отверстиями.

Способ по Гейкину нерационален, т.к. при этом применяются неэкологичные свинцовые дробинок с отверстиями.

По Казаньяну (межчелюстная фиксация производится путем скручивания концов двух восьмиобразных лигатур между собой);

По Е.В.Гоцко (при помощи полиамидной нити):

— первый вариант;

— второй вариант.

Ссылка на основную публикацию
Спринцевание при молочнице в домашних условиях содой и ромашкой как делать
Как делать спринцевание содой для зачатия, лечения эрозии и молочницы Спринцевание содой является процедурой промывания стенок влагалища от патогенной микрофлоры:...
Список антибиотиков без рецептов; о запрете свободной продажи
Без рецепта не продам В Интернете люди тоже возмущаются: провизоры отказываются отпускать без рецепта антибиотики, гормональные, сахароснижающие, диуретические препараты и...
Список антибиотиков от кашля какие лучше
Аугментин от кашля Один из очень действенных антибиотиков, хорошо помогающих бороться с причинами, вызывающими кашель — аугментин. Он относится к...
Сравнение датчиков дыма Rubetek KR-SD02 и Fibaro Smoke Sensor FGSS-101 articles
Mitsubishi Shipbuilding develops LNG fuel supply system for LNG-powered car carrier Mitsubishi Shipbuilding, a unit of Mitsubishi Heavy Industries (MHI),...
Adblock detector