Сложная двигательная реакция 1

40. Быстрота простой и сложной двигательной реакций и методика их направленного раз­вития.

Простая реакция — это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, на выстрел стартового пистолета). Для простых реакций харак­терен очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, также быст­ро реагируют и в других. Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции. Однако в «обратном направлении» переноса не происходит: упражнение в ско­рости реакции практически не сказывается на скорости движения Значительное улучшение быстроты двигательной реакции задача весьма сложная.

При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространенный метод заключается в по­вторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на измене­ние окружающей ситуации. Этот метод в занятиях с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улуч­шается с трудом.

В случаях, когда быстрота реакции имеет особо большое значение, для ее совершенствования ис­пользуют специальные методики. Одна из них — методика аналитического подхода — сводится к раздельному совершенствованию быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последую­щих движений. Например, время реакции в низком старте легкоатлетического бега относительно рас­тянуто из-за трудности выполнения начального действия. На руки спринтера давит значительная тяжесть, и быстро снять их с опоры трудно. В таких случаях оказывается полезным отдельно уп­ражняться в скорости реакции на стартовый сигнал (например, в положении высокого старта с опо­рой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сигнала — в быстроте первых движе­ний. Подобный аналитический подход приносит хорошие результаты.

Другая методика — ее можно условно назвать «сенсомоторной» — основана на тесной связи ме­жду быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Методика в данном случае направлена на то, чтобы развить способность точного восприятия времени и с помощью этого повысить быстроту реагирования.

Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассмотреть на примере двух типов сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции выбора.

Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах и иг­рах с мячом. Так, например, вратарь, когда бьют по воротам, должен: 1) увидеть мяч, 2) оценить на­правление и скорость его полета, 3) выбрать план действия, 4) начать его осуществлять. Из этих че­тырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Реакция на движущий­ся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент — фиксацию движущегося предмета глазами. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени — около 0,05 сек. Таким образом, в реакции на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Развитию именно этой способности и надо уделять осо­бое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировоч­ные требования повышают путем увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции.

Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстро­ты. Лишь вначале следует отвести несколько занятий специально на развитие точности реакций. При этом надо объяснить ученикам необходимость выполнения действия как бы опережая дви­жущийся объект.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответ­ствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, бе­рущий защиту, выбирает один из возможных ее вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, в частно­сти в единоборствах — от разнообразия поведения противника.

При воспитании сложной реакции, следуя педагогическому правилу от простого к сложному, идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Например, сначала обу­чают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол; затем ученику предла­гают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т. д. Постепенно его подводят к ре­альной обстановке единоборства.

вниз по наклонной дорожке, бег за лидером, бег с ускорением, бег с использованием механической тяги, метание облегченных снарядов и т. п. При этом не следует излишне облегчать условия. Ско­рость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

Читайте также:  Жены Александра Половцева новая Эсана Муратова и бывшая Юлия Соболевская

Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, простран­ственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не вы­полнять основного упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движений сохранятся. Если в этот период с помощью других средств повысить уровень ско-ростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата

Биомеханические аспекты двигательных реакций

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.

Простая реакцияэто ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал (слуховой, зрительный, тактильный). Например, реакция спринтера на стартовый выстрел, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п.

Основной метод при развитии быстроты простой двигательной реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно появляющийся (заранее обусловленный) сигнал с установкой на сокращение времени реагирования.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее ил защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реакции – трудная задача. Диапазон возможного сокращения её латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10 – 0,15 с.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Сложная двигательная реакцияэто когда заранее не известно, что именно надо делать в ответ на сигнал и каким будет этот сигнал.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуаций действий(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т. п.).

Большинство сложных двигательных реакций – это реакции выбора (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта сложными реакциями являются реакции на движущийся объект (мяч, шайбу, соперника).

В двигательных реакциях различают:

Сенсорную фазу – от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности (по появлению электрической активности в соответствующих мышечных группах – по ЭМГ);

Премоторную фазу (от появления электрической активности мышц до начала движения). Этот компонент наиболее стабилен и составляет 0,25 – 0,60 мс.

Моторную фазу – от начала движения до его завершения.

Сенсорный и прематорный компоненты образуют латентное время реагирования. С ростом спортивного мастерства длительность как сенсорного, так и моторного компонента в сложных реакциях сокращается. Однако в первую очередь сокращается сенсорная фаза (спортсмену нужно меньше времени для принятия решения), что позволяет более точно, спокойно и уверенно выполнить само движение.

Вместе с тем, как бы оно не сокращалось, нужно иметь возможность наблюдать объект реакции ( мяч, шайбу, противника и т. п.) достаточное время. Когда движущийся объект попадает в поле зрения, глаза начинают двигаться, как бы сопровождая его. Это движение происходит автоматически. Приблизительно через 120 мс. После начала прослеживающего движения глаз происходит опережающий поворот головы примерно в то место пространства, куда передвигается объект и где он может быть «перехвачен». Поворот головы происходит также автоматически. Если поворот головы не успевает произойти и вообще если время наблюдения за движущимся объектом мало, успешность реакции уменьшается (рис. 4).

Рисунок 4. Число пойманных мячей (из 20) при разном времени возможного наблюдения за их полётом

Большое значение в сложных реакциях приобретает умение предугадывать действия противника (например, направления и характер удара или броска мяча или шайбы). Подобное умение называют антиципацией, а соответствующие реакции – антиципирующими.

Что касается моторной фазы реакции, то продолжительность её при разных вариантах технических действий различна. Например, для того чтобы поймать мяч, требуется больше времени, чем для того чтобы его отбить. У вратарей-гандболистов скорости движений при защите разных углов ворот различны; различны потому и расстояния, с которых они могут успешно отражать броски в разные секторы ворот (табл., по А. Голуху).

Скорость защитных действий вратарей и расстояния успешного отражения бросков в разные углы ворот (без антиципации) при игре в ручной мяч

Направление Скорость движения вратаря, м/с Расстояние, броски с которого вратари отражают без антиципации
Броски с места, м Броски в падении, м
Правый верхний угол 1,56 11,3 13,7
Левый верхний угол 1,58 11,1 13,5
Правый нижний угол 2,34 10,4 12,4
Левый нижний угол 2,37 10,1 12,3
Максимальная скорость полёта мяча 22,2 м/с 27,7 м/с
Читайте также:  МЕКСИДОЛ таблетки - инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания - Здоровье

Расстояния, с которых мяч уже не может быть пойман или отражён, иногда называют «мёртвой зоной». Аналогичные закономерности существуют и в других спортивных играх.

На рис. 5 показаны поражаемые участки ворот при игре в хоккей с шайбой, а также расстояния, при которых шайба, брошенная игроком высокого класса, уже не может быть отбита («мёртвые зоны»). Эти расстояния различны для разных зон, что объясняется различиями в моторной фазе реакции.

Рисунок 5. Поражаемые участки ворот в хоккее с шайбой и расстояния, с которых шайба не может быть отражена вратарём

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

· Приземление после прыжков и соскоков. При этом скорость тела спортсмена резко снижается до нуля.

30 08 2020 6:28:45

Где S – величина, пропорциональная поверхности сопротивления (которая зависит от положения тела); kс – коэффициент сопротивления (который зависит от обтекаемости фигуры, поверхности одежды, а также от плотности прилегания спортивной формы к туловищу);.

29 08 2020 17:10:46

28 08 2020 21:40:19

Выбор занятий определяется индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физическим воспитанием. Вместе с тем существенное влияние на выбор предмета занятий оказывают условия жизни, быта, наличия инвентаря, спортивных баз и др.

27 08 2020 11:31:28

26 08 2020 14:24:50

Вода и некоторые электролиты проходят через мембраны слизистой оболочки пищеварительного канала в обоих направлениях. Вода проходит путем диффузии, и в ее всасывании большую роль играют гормональные факторы. Наиболее интенсивное всасывание происходит в толстом кишечнике. Растворенные в воде соли натрия, калия и кальция всасываются преимущественно в тонком кишечнике по механизму активного транспорта против градиента концентрации. (см.рис Механизмы всасывания воды).

25 08 2020 0:31:45

В X I X и начале X X века большой вклад в развитие биомеханики (прежде всего методов исследования) внесли американский учёный Е. Майбридж, французский исследователь Э. Марей. Немецкие биомеханики В. Брауне и О. Фишер, разработали совершенную методику регистрации движений, детально изучили динамическую сторону перемещений конечностей и общего центра тяжести (ОЦТ) человека при нормальной ходьбе.

24 08 2020 1:51:23

Мотивация достижения – выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив (жажда успеха) – активность – цель – достижение успеха. Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями.

23 08 2020 20:49:39

3. Контрольные соревнования и тестирование – позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах.

22 08 2020 11:59:22

Тренировочные и соревновательные нагрузки «Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны Характер и направленность тренировочных нагрузок Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия Система спортивных соревнований.

21 08 2020 20:35:23

Средства убеждения: учебная работа, беседы, диспуты, встречи, сборы, собрания.Метод примера. Воспитательная сила примера основана на стремлении людей к подражанию социальным нормам и ролям. Дети стремятся копировать в своем поведении те действия и поступки, которые, с их точки зрения, кажутся значительными и укрепляют их достоинство. Большое воспитательное значение на учащихся оказывает педагог.На практике воспитания используются личные примеры, из жизни и деятельности других людей, из природы, художественного творчества. Метод упражнения – равномерно организованное выполнение воспитанниками практических действий и дел с целью накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности. В процессе многократных повторений должны выполняться не только действия и поступки, но и внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.Упражнение – основной метод умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания. Типы упражнений: упражнения в деятельности (трудовые, в общественной деятельности, спортивные); режимные упражнения; специальные (в этикете, культуре поведения, речи).Метод приучения – начальная стадия метода упражнения и его составная часть. Основа метода – требование. Составные части: формулировка правила, разъяснение, демонстрация норм и формирование положительного отношения к правилам, многократное повторение.Метод требования. Содействует возникновению полезных навыков и привычек, формирует черту характера и нравственные идеалы. Требование должно быть гуманным, разумным, подготовленным, системным, рациональным, должно предполагать наращивание трудностей.Приемы требований: советом, мимикой, жестом, паузой, в игровом оформлении, выражением доверия (недоверия), просьбой (намеком), одобрением (осуждением), угрозой (наказанием). В случае одностороннего увлечения учащегося деятельностью, которая может способствовать формированию негативного поведения, наиболее действенным методов преодоления является переключение учащегося с одного вида деятельности на другой и постепенное формирование нового стереотипа поведения.Метод поощрения (одобрения) представляет собой совокупность морального и материального стимулирования, признание, положительную оценку поведения или качеств учащегося. Средства: одобрение взглядом, похвала, благодарность, похвала в присутствии товарищей, награждение.Неуместная похвала теряет воспитательную силу. Воспитанники к ней привыкают и перестают реагировать. Лучший способ – хвалить не самого человека, а выполненное им задание. Он должен быть приучен испытывать чувство удовлетворения не ради поощрения, а во имя результатов труда, в том числе и спортивного.Метод осуждение (наказания). Осуждение проявляется в неодобрении, отрицательной оценке действий и поступков личности. Наказание – это мера и способ воздействия против человека, совершившего проступок (преступление).Виды педагогического наказания: наказание-внушение (порицание, замечание, вывод); наказание-ограничение (удаление с занятий, исключение из ОУ); наказание-привлечение (уборка, ремонт).Правила применения наказаний в процессе воспитания:• наказаний не должно приносить физических страданий;• наказание накладывается уверенным тоном, в спокойной обстановке;• наказание должно быть индивидуальным;• нельзя наказывать по подозрению;• нельзя напоминать о заранее наложенных взысканиях;• наказание должно быть поддержано общественным осуждением действий провинившегося;• наказания должны быть редки.Наказание должно побуждать к обдумыванию своего поведения и требовательно относиться к себе. Наказание только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива.Метод соревнования (игры). Один из методов мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению деятельности. Соревнование обозначает стремление людей не отставать друг от друга, добиваться лучших результатов. Источник педагогической силы метода в настроении людей играть, резвиться, находиться в деятельном, возбужденном состоянии, т.е. в их мотивах, которые заключены не в результатах, а в самом процессе. Соревнование (игра) – это метод воспитания, обучение, развития и психологической подготовки к решению жизненных задач.

Читайте также:  Боль в яичках у мужчин причины, осложнения и методы лечения

20 08 2020 2:30:46

Механическая работа увеличивается при увеличении интенсивности выполнения упражнений. Но валовые энергозатраты растут ещё быстрее, поскольку.

Двигательные реакции.

Различают простые и сложные двигательные реакции. Простые реакции — это ответное действие на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал. Классическим примером является реакция на зрительный или звуковой сигнал. Латентное время простой двигательной реакции зависит от характера раздражителя: на звуковой сигнал оно меньше, чем на зрительный, у спортсмена на звук 0,05—0,16 с, а на свет — 0,10—0,20 с. Простые реакции обладают положительным переносом: быстрая реакция на сигнал в одной ситуации является гарантией быстрого реагирования этого человека и в других ситуациях, также быстрее им освоятся и сложные реакции. Измеряются двигательные реакции секундомером или специальными датчиками с точностью до сотых долей секунды.

Методика развития простой двигательной реакции.

1 этап: сенсорная методика с аналитическим разделением движения и выполнением по частям: первое — создание «внезапных» условий, используется повторный метод на внезапно появляющийся сигнал или команду, т.е. выполняется действие на условный раздражитель; второе — отдельное реагирование на сигнал, отдельное закрепление и совершенствование движения. Эта методика дает положительные результаты в течение 1 — 1,5 месяца занятий, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется.

На II этапе используется сенсорно-моторная методика. Суть ее основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать микроинтервалы времени — порядка десятых и сотых долей секунды. Возможность спортсмена управлять скоростью передвижений способствует ее улучшению, выполняется в три этапа: на первом этапе действие выполняется с максимальной скоростью; на втором — совершенствуется способность оценивать интервалы времени; на третьем этапе — в заданиях по времени воспитывается способность управлять скоростью.

III этап — моторная и психорегулирующая тренировка. Внимание направлено на предстоящее движение, моторный тип реакции, в этом случае быстрота реагирования выше, чем при концентрации внимания на сигнал. Затем происходит поиск мысленного образа, связанного с ощущением легкости и быстроты в процессе реагирования; реагирование закрепляется и осуществляется в целостном движении. Широко используется соревновательный и игровой методы выполнения упражнений, так как позволяют создать высокий эмоциональный фон и психологическую концентрацию внимания.

Сложная реакция характеризуется неопределенностью раздражителя и неопределенностью ответного действия. Большинство сложных реакций наблюдается в спортивных играх и единоборствах. Различают реакции выбора, когда необходимо выполнить действие только на один определенный сигнал из нескольких, например по заданию или в единоборстве изменить свои действия при изменении обстановки или поведения соперника, и реакция на движущийся объект (РДО), например в спортивных играх, когда необходимо увидеть мяч, определить его пространственно-временные характеристики, выбрать ответное действие, начать выполнение. Сложные реакции обладают большей специфичностью. Перенос быстроты двигательной реакции идет только в одном направлении, т.е. развитием быстроты реакции нельзя увеличить быстроту движений.

Ссылка на основную публикацию
Слезятся глаза на улице что делать, причины и лечение недуга
Глаза слезятся на улице от ветра – почему и что делать Человеческий глаз – очень чувствительный орган и реагирует на...
Слабительные продукты при запорах у взрослых обзор действенных
Продукты со слабительным эффектом Слабительный эффект у ряда продуктов питания возникает благодаря: раздражению стенок кишки, что приводит к поступлению сигнала...
Слабительные продукты фрукты и овощи при запорах, для похудения список, рецепты напитков и блюд с по
11 рецептов от запора 1. Стакан воды натощак Проснувшись утром, еще не завтракая и даже не умываясь, выпейте не спеша...
Слезятся глаза после наращивания ресниц что делать и почему щиплет веки
Что делать если краснеют глаза после наращивания? Наращивание ресниц является безвредной процедурой, но только в том случае, если мастер позаботится...
Adblock detector