Сказкотерапия как способ гармонизации, познания, «исцеления» личности

Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Суть метода сказкотерапии

Как метод психологической коррекции оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с раннего возраста.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными.

Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо. Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Ребенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

В 8 – 9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Читайте также:  Правильное питание при фарингите

Медиативные сказки

Позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми. Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной. Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации. Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Примеры сказок для детей

☼ Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

☼ Начиная с 2 – 3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

☼ По достижении 3 – 4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.

☼ Для дошкольников старшего возраста, около 4 – 5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

☼ Примеры сказок для детей 5 – 6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

☼ Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.

Важные моменты

✔ Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

✔ Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

✔ Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.

Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10 – 12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.

Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».

Сказкотерапия. Русские народные сказки

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Классификация сказок в сказкотерапии

В настоящее время среди сказкотерапевтов широко известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

Как справедливо указывает сама Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Уже этот факт, на наш взгляд, свидетельствует о некоторых недостатках предлагаемой ею типологии сказок, главным из которых является неясность критерия классификации. Действительно, если народные сказки (и плюс к ним мифы, притчи, истории) отнесены к художественным, то получается, что они не могут быть психотерапевтическими, в то время как их терапевтический потенциал часто значительно превосходит возможности многих специально созданных в лечебных целях сказочных историй. Кроме того, остается не вполне ясным, почему группа «авторские» выделяется только в этом виде сказок, хотя очевидно, что они присутствуют и в других видах.

Отталкиваясь от типологии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, предлагаю читателю собственную классификацию сказок, используемых в настоящее время в сказкотерапии[3] (рис. 1).

На наш взгляд, более правомерным было бы разделение всей совокупности сказок на фольклорные (народные) и авторские. При этом в обоих типах сказок можно выделить развлекательные, художественные, дидактические и психологические. Последний тип сказок включает медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и развивающие. Как легко увидеть, нами введен еще один вид сказок, которого нет в типологии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – психологические сказки.

Рис. 1. Классификация сказок

Основным критерием классификации может служить такой очевидный параметр, легко выделяемый почти в любой (особенно в авторской) сказке, как цель воздействия сказки на слушателя (читателя). Вторым параметром является уровень квалификации специалиста, воздействующего с помощью сказки на другого человека.

Цель развлекательной сказки очевидна из названия. Использовать этот тип сказок может любой хороший (и даже не очень) рассказчик, который вовсе и не обязан быть специалистом: психологом, педагогом или сказкотерапевтом.

Художественная сказка преследует эстетические цели, среди которых развитие умений понимать и чувствовать искусство, способность наслаждаться красотой слова. Именно такой тип сказок, пожалуй, особенно интересен литературоведам и филологам.

В последние годы со стороны очень многих учителей-предметников, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и других педагогов усилился интерес к сказке и сказкотерапии. Однако думается, что они, не будучи профессиональными психологами, в большей степени ориентированы на дидактическую сказку, преследующую обучающие и воспитательные цели. В частности, в качестве одной из таких целей может выступить формирование знаний в определенной области, «упакованных» в сказочную форму.

Если все предыдущие типы сказок могут применять люди, не имеющие отношения к профессии психолога (в принципе это могут делать и родители в отношении своих детей), то психологические сказки являются, по-видимому, вотчиной специалиста-психолога и прежде всего психолога-сказкотерапевта. Психологическая сказка не сводится ни к развлекательной, ни к художественной, ни к дидактической, хотя, пожалуй, и должна увлекать (развлекать), и быть художественной по форме, и содержать в себе немалый дидактический потенциал. Балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и формирования мотивации слушателя, психолог-сказкотерапевт должен свои важнейшие цели видеть в другой области: в области создания особого сказочного психологического мира.

Читайте также:  Болезни десен – названия, симптомы, диагностика

Целями психологической сказки выступают: раскрытие перед человеком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности. Эти обобщенные цели конкретизируются в целях медиативной, психокоррекционной, психотерапевтической и развивающей сказок, о чем пойдет речь ниже.

Поскольку названные виды психологической сказки достаточно известны (их цели определены в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой), то есть смысл более подробно остановиться на введенном нами виде сказок – развивающих.

В качестве рабочего определения психологической развивающей сказки можно принять следующее.

? Психологическая развивающая сказка – это содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Ее цель – открытие человеку богатств его психики с целью помощи в осознании своих особенностей.

Пример психологической развивающей сказки вы можете найти в Приложении 1 на с. 46. Правомерно ли говорить о новом типе сказок, новом по отношению к традиционно выделяемым специалистами?

Покажем, чем отличаются развивающие сказки от медитативных, психотерапевтических и психокоррекционных и чем они сходны.

Развивающие и медитативные сказки. Их сходство заключается прежде всего в том, что 1) и в тех и других происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека; 2) эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях; 3) и те, и другие сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному.

Развивающие сказки при этом могут быть медитативными (их также стоит слушать под музыку, закрыв глаза и погружаясь в состояние релаксации), а могут и не быть таковыми.

В последнем случае легко обнаружить различия между этими типами сказок: 1) в медитативных сказках отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи, а в развивающих они вполне возможны; 2) достижение релаксационного состояния при слушании развивающих сказок в отличие от медитативных не является обязательным, напротив, они могут иметь мобилизующий характер; 3) медитативные сказки могут иметь своим материалом не только явления внутреннего мира человека, как развивающие, но и образцы внешних для него отношений между людьми.

Развивающие и психокоррекционные сказки. Согласно Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение; при этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Такая трактовка понятия психокоррекции представляется не вполне справедливой, поскольку изменение поведения выступает целью ряда бихевиористски ориентированных направлений психотерапии (именно поэтому такие сказки на Западе носят название психотерапевтических историй), а значит, стирается грань между терапией и коррекцией, теряется основание для выделения психокоррекционных сказок в отдельную группу. Однако если принять несколько иное понимание психокоррекции – как психологического воздействия на отдельные структуры психики с целью позитивного изменения, – то такой вид сказок, как психокоррекционные, обретает право на существование. Под целями таких сказок мы будем подразумевать продуктивное влияние на решение клиентами психологических проблем, одним из последствий которого должно стать изменение поведения.

Сходство развивающих сказок с психокоррекционными можно найти в следующем: 1) и в том, и в другом случае события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни человека; 2) ребенок или взрослый через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики; 3) альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают человеку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти новые смыслы.

Различия между этими типами сказок могут быть обнаружены в: 1) отсутствии в развивающих сказках прямой аналогии между жизнью человека и сказочного героя в силу большей обобщенности сюжета; 2) разной целевой ориентации: у развивающей – на личностное развитие путем осознания своих особенностей, у психокоррекционной сказки – на изменение психических структур человека в сторону, желательную для психолога; 3) более объемной области предполагаемых изменений человека в результате воздействия развивающей сказки – не только в конкретных поведенческих проявлениях, как в случае психокоррекционных сказок, но и в изменении смыслов и ценностей.

Развивающие и психотерапевтические сказки. Сходство этих двух видов сказок, пожалуй, более значительно, чем различие. Его можно увидеть при анализе следующих моментов: 1) обращение к глубинному Я человека, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; 2) стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения; 3) оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

Различия развивающих и психотерапевтических сказок имеют, по-видимому, непринципиальный характер и заключаются в следующем: 1) развивающие сказки не являются прямой аналогией индивидуальных эго-процессов конкретного человека (разумеется, если не брать во внимание неизбежные проекции самого автора), а для многих психотерапевтических сказок это очень важно; 2) развивающие сказки в большей степени ориентированы на задачи улучшения качества обычной жизни человека и его развитие по сравнению с психотерапевтическими, особенно нужными именно в ситуации жизненных трудностей; 3) развивающие сказки, как правило, пишутся автором-психологом, а психотерапевтические часто создаются самим клиентом.

Итак, выявленные посредством анализа специфические черты психологических развивающих сказок позволяют говорить о существовании в рамках сказкотерапии еще одного вида сказок, область применения которого достаточно широка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сказкотерапия как способ гармонизации, познания, «исцеления» личности

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (515,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Сказка — быль, да в ней намек. ”

В жизни каждого человека присутствует “сказка”. Для кого-то это слово — Детство. Мама. Радость за одного героя и сочувствие другому. Для кого-то сама жизнь и есть сказка.

Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, освещает проблемы добра и зла, развивает творческий потенциал, фантазию, воображение. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказкотерапия рассматривает сказки как средство выражения и проявления психических аспектов. Она формирует в человеке способность к обучению, саморазвитию, способствует естественной коммуникации. Развивает умение видеть оборотную сторону проблемы. Пробуждает веру в собственные силы. Учит преодолевать страхи и трудности, принимать решения. Снижает уровень агрессивности и тревожности.

Преимущество сказкотерапии заключается в том, что она интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст, позволяющих смягчить поведенческий негативизм у личности. Через сказку человек может понять законы мира, в котором он родился и живет. Главное — заронить в душу зерно осмысления. В сказке ребенок проявляет свои врожденные психические структуры, образы, мотивы, которые ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет ребенок, какие у него основные переживания, проследить генезис личности ребенка.

Читайте также:  Эпилепсия первые признаки и симптомы болезни Epilepsyinfo

Сочиняя сказки нужно обращать внимание на то, с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, они могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя – адекватность его поведения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его «Я». Эпитеты, прилагательные, метафоры описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную так потенциальную или скрытую. Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведения автора в сложных ситуациях.

Проводя занятия, важно соблюдать определенные правила. Во время повествования сказки необходимо расположиться напротив ребенка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев. Нельзя допускать затянувшиеся паузы. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребенку возможность подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому. Никаких нравоучений, строгого тона и повелительных интонаций. Только доброжелательность, свобода самовыражения, ненавязчивость и искренность, а также уместность сказки в определённой ситуации. Содержание сказки должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям детей: чем младше ребенок, тем проще сюжет, больше повторов, меньше деталей.

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, необходимо чтобы создаваемая сказка отвечала проблемам ребенка, однако не была похожей на неё досконально. Обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, человек научится по-новому подходить к решению своей проблемы. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным.

Существуют следующие типы сказок:

    Дидактическая сказка — самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Дидактические сказки создают педагоги для “наполнения” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и т.д.) оживают, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.
  • Психологическая сказка — чуть сложнее и одновременно — чуть проще. Психологическая сказка — это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом её сложность.
  • Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека — как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается “замена” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок разделено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемам (неадекватное, неэффективное поведение).
  • Психотерапевтическая сказка — это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках — отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки — оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч. Психотерапевтические сказки в работе с детьми используют, когда нужно обсудить проблему жизни и смерти, смерти близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, разлучения родителей и тому подобное. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего, и помочь изменить к нему отношение. К психотерапевтическим сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол и ставить спектакли.
  • Медитативная сказка — самая сложная. Её под силу создать и рассказать лишь тем, кто одарён свыше даром рассказчика. Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему подсознанию позитивных “идеальных” моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Варианты работы со сказкой:

  • нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
  • изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
  • сделать постановку сказки в виде настольного театра;
  • написать собственную сказку

Структура сказкотерапевтического занятия может быть следующей:

Этап Назначение Содержание
1. Ритуал “входа” Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Вопросы ведущего; что было на прошлом занятии, использовали ли новый опыт, как помогло в жизненных ситуациях то, чему научились на прошлых занятиях.
3. Расширение Расширить представление клиента о чем-либо. Ведущий рассказывает новую сказку.
4. Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности клиента. Игры, позволяющие приобрести новый опыт, символические путешествия и представления.
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Обсуждение и анализ жизненных ситуаций, в которых можно использовать опыт, приобретенный на занятии.
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, подчеркивает значимость приобретенного опыта и т.п.
7. Ритуал “выхода” из сказки Закрепить новый опыт, подготовить клиента к взаимодействию в привычной социальной среде. Повторение ритуала “входа” в занятие с дополнениями. Ведущий: “ Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”.

После прочтения, сочинения или инсценирования сказки необходимо побудить клиента к анализу поступков и отношений героев, а также к обсуждению его личного отношения к сказке. Смысл анализа сказки в сказкотерапии состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании этого направления работы со сказкой лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, осознание которого приводит к решению эмоционально-личностных и поведенческих проблем личности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сказкотерапия — это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно “исцелять душу”, совершенствовать внутренний мир и гармонизировать систему взаимоотношений с окружающими.

Попробуйте сделать маленький шажок в мир сказок — и увидите результаты!

Ссылка на основную публикацию
Сироп шиповника показания к применению, инструкция, состав
Шиповника сироп (Rosae syropus) Действующее вещество: Содержание Состав Фармакологическое действие Фармакодинамика Показания препарата Шиповника сироп Противопоказания Применение при беременности и...
Синус тромбоз головного мозга поперечного, венозного, лечение, симптомы, сагиттального
Крайне опасный тромбоз синуса головного мозга: признаки и последствия Нарушение оттока крови из синусов (коллекторов) твердой мозговой оболочки может возникать...
Синусит симптомы и лечение у взрослых, описание болезни и рекомендации, какой использовать спрей для
Чем лечить грибок в носу Первые научные упоминания о поражении пазух носа грибковыми агентами датируются концом девятнадцатого столетия. Группы учёных...
Сиропы от сухого кашля для детей 7 лучших препаратов по мнению педиатра
15 лучших лекарств от кашля Кашель может свидетельствовать о различных заболеваниях. Возникает при простой простуде. Но также проявляется при аллергической...
Adblock detector