Раннее развитие ребенка в России и мире обзор методик

Методика Монтессори — система раннего развития для детей

Методика развития Марии Монтессори насчитывает уже боле ста лет. Врач, ученый, педагог, Мария Монтессори стала первой итальянской женщиной, окончившей университет и получившей докторское звание. К созданию своей собственной педагогической системы ее подвигло наблюдение и общение с детьми, имеющими особенности развития — с ними она работала в больнице при Римском университете.

Что представляет собой методика

Педагогика Монтессори, также известная как система раннего развития Монтессори — система воспитания, основными принципами которой являются: самостоятельность, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

В процессе работы с пациентами Мария пришла к выводу, что для развития «особенных» детей необходима и особая развивающая среда.

Монтессори разрабатывает и совершенствует собственную методику обучения Монтессори, в основе которой — развитие моторики и сенсорного восприятия. Научить малыша чувствовать, познавать мир на основе приобретаемого индивидуального опыта, пробуждать в нем индивидуальный интерес к занятиям — задачи, которые становятся краеугольными в зарождающейся и обретающей научность и системность методике Монтессори на рубеже XIX — XX веков.

Как же реализуется метод Монтессори на практике? В основе практических занятий — самостоятельная работа детей с «монтессори-материалами», которая занимает большую (до 90%) часть времени обучения. Это всевозможные развивающие игрушки и предметы (в том числе из бытового обихода), выступающие в качестве «учебных пособий». Дощечки, кубики, рамки, таблички, более сложные предметы с шнуровками или застежками для развития мелкой моторики — все это находится в свободном распоряжении малышей. При этом каждое из пособий располагается в определенной тематической зоне.

  • В зоне сенсорного обучения по методике Монтессори ключевой акцент сделан на развитии слуха, зрения, обоняния, тактильных ощущений. Соответственно, ребенок учится определять и различать предметы между собой по определенным признакам.
  • В математической зоне малыш учиться выполнять определенные математические операции, осваивает понятие количества, его связь с символом.
  • В языковой зоне развитие направлено на освоение навыков письма и чтения.
  • В «космической» зоне ребенок получает представление об окружающем мире, природных явлениях и их взаимосвязи, об истории и культуре и т. д.
  • В «практической» зоне дети осваивают навыки самостоятельно ухода за собой, самообслуживания и обслуживания других.

В соответствии с методикой раннего развития Монтессори ребенок сам определяет направление своего развития, время и длительность занятий в той или иной функциональной зоне, темп и ритм освоения материала, а также сам учебный материал. Педагог лишь подсказывает «схему действий» и направляет в выбранном решении, стимулируя интерес малыша в получении тех или иных знаний и навыков. Неоспоримый принцип «Помоги мне сделать это самому» играет здесь ключевое значение.

Достоинства системы Монтессори

Развитие ребенка по Монтессори

С раннего детства учится быть самостоятельным. Учится нести ответственность за свои поступки.
Сам организует свою деятельность. Учится самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки
Учится быть адаптивным к любой среде, учится принимать социальные правила. Воспитывается в разновозрастном коллективе, перенимая опыт и делясь им.
Сам стремится к обучению, т. к. учится тому, что ему интересно. Учится задавать вопросы, сам ищет ответы и решение задачи.

Медик и педагог, она продолжает работать с детьми в институте экспериментальной психологии при университете и далее — в созданной ею Ортофренической школе. Результаты работы оказываются беспрецедентны: благодаря программе Монтессори дети с отставанием в развитии начинают осваивать навыки чтения, письма и счёта быстрее своих сверстников без особенностей развития! Метод Монтессори успешно демонстрирует свою эффективность, и она решает использовать ее и в отношении обычных детей. Так, в 1907 году в Риме открывается ее знаменитый «Дом ребенка», где по предложенной Монтессори методике раннего развития обучение проходят обычные дети. Позднее получившая популярность система найдет широкое применение в большом количестве стран на всех континентах.

Чем отличается от других

Важнейший принцип, исповедуемый педагогами данной школы — умелое направление саморазвития каждого ребенка. Для этого необходимо создать специальные условия — образовательную среду, в которой ребенку предоставляется право самостоятельно искать ответы на вопросы, максимально раскрывая свой потенциал с помощью педагога. Не случайно девиз самой Марии гласит: «Помоги мне сделать это самому». Он емко отражает важнейшие моменты системы — это индивидуальный подход к каждому ребенку как личности и его максимальная свобода в развитии. Свое воплощение философия методики Монтессори для детей нашла в нескольких пунктах.

  • От своего рождения каждый ребенок представляет собой уникальную личность.
  • Желание любить труд и стремление к самосовершенствованию дано каждому от природы.
  • Роль педагогов и родителей по методике Монтессори — помогать ребенку в раскрытии его потенциала и саморазвитии, а не «лепить» его характер и способности самолично.
  • Отсюда четвертый важный пункт системы Монтессори — взрослые должны не «обучать» и «воспитывать», а правильно направлять ребенка в его самостоятельной деятельности.
Читайте также:  Последствия неудачной пластики - Вирабян Л

Огромную роль в системе ценностей и саморазвития ребенка по методу Монтессори играет и семейный аспект. Семья — продолжение среды, где ключевые принципы системы поддерживаются во взаимоотношениях между малышом и родителями. Что же следует запомнить папам и мамам?

  • В домашних условиях необходимо также создать развивающую среду —с пространством, помогающим ребенку быть самостоятельным и независимым в заботе о себе и окружающей его среде, самообслуживании, поддержании порядка в своих игрушках и вещах; пространством, помогающим ребенку самостоятельно организовать свой досуг; пространством, способствующим удовлетворению потребностей ребенка.
  • При выборе детской одежды, посуды, игрушек и книг необходимо ориентироваться на возраст дошкольника, а помочь с подбором вам всегда готовы педагоги нашего детсада Монтессори.
  • Не нужно принуждать малыша к тем или иным занятиям. Уважайте его желания, он сам займется любимым делом без приглашения и напоминания.

И конечно, как было упомянуто выше — взаимодействуйте с педагогами Монтессори сада. Мы всегда рады помочь, выслушать, поддержать родителей в их отношениях с ребенком.

Известные выпускники

Ларри Пейдж и Сергей Брин (Lary Page & Sergey Brin)

Разработчики и сооснователи поисковой системы «Google».

Принц Уильям и Принц Генри (Гарри) (Prince William of the United Kingdom, Prince Henry (Harry) of Wales)

Члены английской королевской семьи.

Джимми Уэйлс (Jimmy Wales)

Интернет-предприниматель, идеолог концепции вики, основатель Википедии. Лауреат Золотой медали Нильса Бора (2013). С марта 2012 года — советник по вопросам публичной политики и открытости при правительстве Великобритании.

Его мать Дорис и его бабушка Эрма владели небольшой частной школой House of Learning, в которой практиковалась система обучения на основе методики Марии Монтессори. Джимми Уэйлсу больше всего нравилось читать энциклопедии.

Джордж Клуни (George Clooney)

Актёр, режиссёр, продюсер и сценарист. Стал широко известен после выхода телесериала «Скорая помощь» и кинофильма «От заката до рассвета». Лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за фильм «Сириана», обладатель премии «Золотой глобус» за роль миллионера Мэтта Кинга в драме «Потомки» (2011) и роль бежавшего заключённого в комедии «О, где же ты, брат?» (2000). Второй раз получил «Оскар» как продюсер в номинации «Лучший фильм» за фильм «Операция „Арго“». За этот же фильм был удостоен четвёртого «Золотого глобуса» и первой статуэтки BAFTA.

Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel García Márquez)

Писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества».

Биография Марии Монтессори

Видео фильм о монтессори

Системы раннего обучения и развития ребенка

Специалисты считают, что чем раньше начать раннее развитие ребенка, тем быстрее он станет обладателем важных для полноценной жизни навыков и умений. Именно этот принцип взят за основу большинства систем раннего обучения и развития детей. Что это за методики, на чем основываются, чего позволяют достичь – вот главные вопросы родителей, желающих заниматься с ребенком в домашних условиях. Предлагаем детальней рассмотреть наиболее популярные из этих систем.

Для чего существуют методики раннего развития?

Родители, желающие вырастить ребенка умным, здоровым, счастливым и успешным, часто задаются вопросом, как это сделать. Специалисты предлагают обратиться за помощью к методикам раннего развития. Они утверждают, что чем раньше начать заниматься развитием потенциала и способностей малыша, тем легче, быстрее и по максимуму можно будет добиться результата, которым в данном случае станет более успешная самореализация ребенка.

Если верить ученым, то в младенчестве и дошкольном возрасте некоторые вещи даются человеку намного легче. Со временем, когда дети подрастают, восприятие информации и обучение определенным действиям даются сложнее, вплоть до полного непонимания и невозможности повторить услышанное, изученное или увиденное.

Самое страшное в таких случаях – упустить что-то важное без возможности исправления. Именно на это рассчитаны методики раннего развития, так как предупреждают упущение любых важных моментов в развитии и воспитании ребенка.

Но это не все, чего можно добиться при помощи данных систем, так как каждая из них имеет не только свои особенности, но и сильные стороны, направленные на выявление, формирование и развитие конкретных талантов, навыков и способностей. Поэтому порой правильней использовать не одну систему развития, а несколько, что в домашних условиях сделать намного проще, чем в дошкольном учреждении, большинство из которых работают только по одной методике.

Те, кто думает, что успешными и гениальными людьми можно только родиться и влияют на это лишь гены, очень ошибаются. Успешным человеком можно стать, если совершенствовать и развивать свой потенциал, который в каждом из нас безграничен. И так как дети не могут сами принять такого решения в детстве и приступить к его исполнению, за них это делают родители. Главное определиться с наиболее подходящей для ребенка методикой.

Методики раннего развития

Классифицировать системы раннего развития сложно, так как каждая из них универсальна. Однако психологи условно разделили их на физические и общеразвивающие. В развитии детей важны и первые, и вторые, но родители больше внимания уделяют общеразвивающим, так как предпочитают растить гениев, а не спортсменов.

  • Педагогика Монтессори
Читайте также:  Жаропонижающее при грудном вскармливании разрешенные препараты

Мария Монтессори приучает родителей к мнению, что детей не надо развивать – им следует создавать условия для самостоятельного развития. То есть окружать различными предметами и вещами,
позволяющими и помогающими методом экспериментов свободно познавать окружающий мир. Девиз этой системы – «Помоги мне сделать это самому!»

Родитель или воспитатель – это мудрый помощник и наставник, направляющий и подсказывающий, но ни в коем случае не ограничивающий. Кроме того, родители должны стать положительным примером для ребенка, которому тот будет подражать. Ну и главное – именно на родителей ложится функция поставщиков соответствующих данной методике игрушек.

Метод Монтессори рассчитан на детей от восьми месяцев до шести лет. В ходе программы предполагается развитие моторики, сенсорной памяти и органов чувств. Все занятия проводятся в игровой форме, причем создавать программу для своего малыша следует с учетом его особенностей и умений.

  • Методика Никитиных

Супруги Никитины доказали, что детей нельзя ограничивать в их исследовательском интересе. Они рекомендуют отказаться даже от манежей и колясок, считая их подобием детской тюрьмы. Однако, прежде чем позволить крохе изучать пространство без каких-либо ограничений, это самое пространство следует хорошенько организовать, в первую очередь – обезопасив.

Малыша ни в коем случае нельзя заставлять развиваться – это даст обратный результат. Ему необходимо создать условия для самосовершенствования, чего можно достичь посредством трех главных принципов:

  1. свобода и самостоятельность;
  2. наличие спортивной обстановки (снарядов и тренажеров) и легкой одежды, не сковывающей движений;
  3. неравнодушные к успехам и неудачам ребенка взрослые.

Педагоги Никитины разработали целую серию интеллектуальных игр-головоломок, построенных на принципе «от простого к сложному», которые можно использовать с самого раннего возраста и до бесконечности, ведь совершенству нет предела. Обязательное условие достижения успеха в игре – участие родителей, которые будут озадачивать малыша заданиями. При этом взрослые должны научиться не мешать ребенку самостоятельно думать, принимать решения и претворять задуманное в реальность.

  • Методика Глена Домана

Если верить Глену Доману, то наиболее эффективное развитие ребенка приходится на момент роста головного мозга, то есть всего до семи лет. Чем в это время должны заняться родители? Сохранением и преумножением огромнейшего потенциала новорожденного. В программу раннего обучения входят физическое развитие, умение считать и читать, а также энциклопедические знания. Например, для обучения детей счету используются карточки с изображением точек вместо цифр.

Кроме того, методика раннего развития Домана учит ребенка быстро запоминать не только новые цифры, но и буквы, а также предметы. Все эти знания у детей появляются в результате использования специальных карточек, стимулирующих активность головного мозга, развивающих все виды памяти, в том числе фотографическую и слуховую. Занятия по Доману рекомендуется начинать с полугода. Наиболее эффективными и продуктивными эти занятия будут вплоть до трех лет.

Данные методики не единственные, пользующиеся популярностью. Не менее востребованы методики:

  • Сесиль Лупан
  • Н.А. Зайцева
  • Павла Тюленева
  • Масару Ибука
  • Елены Даниловой
  • и др.

Все эти методики построены на раннем развитии детей. Каждая из них имеет свои особенности, но все их объединяет одно – желание помочь ребенку раскрыть свой потенциал и таланты, которые откроют для него неизведанный мир, полный творчества, веры в себя, уверенности в собственных силах и успехе.

Раннее развитие: обзор самых популярных методик

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Читайте также:  Горчичники при кашле как правильно поставить детям и взрослым

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Ссылка на основную публикацию
Ранее не известные патологии груди обнаружены у каждой третьей девочки — МК
Стрелюхин подписал постановление о закрытии кафе, фитнес-центров и стоматологий 09:25, 27 марта 2020 Правительство Саратовской области подписало постановление о введении...
Рак предстательной железы методы и способы лечения рака простаты на разных стадиях
Рак простаты (предстательной железы) Рак предстательной железы (простаты) является самой распространённой злокачественной опухолью у мужчин, а также второй по счету...
Рак предстательной железы не переоцениваем ли мы роль скринингового обследования и лечения
Рак простаты – лечение рака предстательной железы Лечение рака предстательной железы по международным протоколам в Москве Новейшие методы диагностики: мультипараметрическое...
Ранитидин 150 мг таблетки №100 — инструкция, цена, состав
Ранитидин 0,15 таблетки №20 Ранитидин 0,15 таблетки №20 Доступность: Нет в наличии Доставка Курьером Самовывоз Доставка Новой почтой Доставка УкрПочтой...
Adblock detector