Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов Социология конфликтов Теория социологии

Стратегии поведения, способы предупреждения и разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов

Какими бы ни были последствия межличностных или межгрупповых конфликтов — положительными или отрицательными, — наличие немалого количества отрицательных следствий конфликтов вынуждает ученых и практиков искать пути активного предупреждения и успешного разрешения конфликтов. Признается, что конфликты в общем случае нежелательны, так как их отрицательные последствия являются более заметными (весомыми), чем положительные. В связи с этим в научной и практически ориентированной литературе специалистами обсуждаются оптимальные стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях, направленные на их предупреждение или разрешение.

Под стратегией поведения участников в конфликтной ситуации понимаются способы достижения ими поставленных целей (это могут быть соответственно предупреждение, сохранение, обострение или разрешение конфликта). Выбирая для себя одну из этих целей, участники конфликта соответствующим образом планируют свое поведение, направленное на достижение поставленной цели. Эти планы, реализуемые в конкретных действиях в предконфликтной и конфликтной ситуациях, и носят название «стратегии поведения».

Американский психолог К. Томас дает описание пяти различных и типичных стратегий поведения людей в конфликтной ситуации и, кроме того, предлагает специальный социально-психологический тест для их выявления и оценки. К тем пяти стратегиям, которые предлагает автор (избегание, соперничество, приспособление, компромисс и сотрудничество), можно добавить и некоторые другие, и в более полном виде типичные стратегии поведения людей в конфликтной ситуации будут выглядеть следующим образом.

  • 1. Избегание.
  • 2. Игнорирование.
  • 3. Адаптация (приспособление).
  • 4. Сглаживание.
  • 5. Уступка (отступление).
  • 6. Обострение.
  • 7. Соперничество.
  • 8. Компромисс (сотрудничество).

Стратегия избегания заключается в том, что стороны всеми способами стараются не допустить или избежать конфликта, не предпринимают никаких действий, которые могли бы его спровоцировать или усилить.

Стратегия игнорирования состоит в том, что стороны не предпринимают никаких действий, направленных на предупреждение конфликта, а если он уже возник, то соответственно не предпринимают действий, направленных на его разрешение или обострение. Другими словами, конфликту стороны в этом случае не придают значения, просто игнорируют его.

Адаптация (приспособление) как возможная стратегия поведения в конфликтной ситуации заключается в том, что конфликтующие стороны (одна или обе), взвесив все «за» и «против» вмешательства в конфликт, решают для себя, что им лучше примириться с возникшим (или неизбежно возникающим) конфликтом, чем пытаться его предупредить или разрешить. К этой стратегии прибегают чаще всего в тех случаях, когда соответствующий конфликт не приносит сторонам существенного вреда.

Стратегия сглаживания состоит в том, что стороны конфликта предпринимают определенные действия, направленные на предупреждение или устранение конфликта, но не доводят их до конца, довольствуясь по тем или иным соображениям уменьшением остроты конфликта и его сохранением в стабильном состоянии, без дальнейшего обострения.

Уступка (отступление) как возможная стратегия поведения сторон в конфликтной ситуации проявляется в том, что одна из них отказывается от своих претензий и полностью уступает другой. В результате в выигрыше оказывается только одна из сторон, вовлеченных в конфликт.

Обострение — это стратегия поведения, направленная на то, чтобы породить конфликт и сделать его максимально острым, довести до предела, сохранить, сделать трудноразрешимым или вообще неразрешимым.

Соперничество представляет собой стратегию поведения в конфликтной ситуации, когда ее участники не ставят перед собой цель обострить конфликт, но и не очень заинтересованы в его разрешении. Их основная забота состоит в том, чтобы отстоять свою позицию, не отступая от нее ни на шаг. При такой стратегии поведения сторон конфликт обычно превращается в постоянно существующий, неразрешимый.

Компромиссное разрешение или сотрудничество в конфликтной ситуации представляет собой форму поведения, ориентированную на то, чтобы прийти к соглашению, учесть пожелания противоположной стороны, пойти на компромисс, но в то же время сохранить и максимально удовлетворить собственные интересы.

Кроме описанных выше частных стратегий поведения сторон в конфликтной ситуации, можно выделить и две общие стратегии поведения в зависимости от того, соблюдают или не соблюдают участники конфликта во взаимодействии друг с другом определенные нормы морали и этики. Так, например, говорят о «конструктивистах» и «манипуляторах» в конфликтной ситуации.

Люди-конструктивисты стараются соблюдать нормы морали и этики в своем поведении в конфликтной ситуации и ведут дело к тому, чтобы разрешить конфликт в интересах всех вовлеченных в него сторон. Люди-манипуляторы, напротив, беспринципно нарушают нормы морали и этики, ведут себя цинично, полностью игнорируют интересы противоположной стороны, заботясь только о том, чтобы получить максимальный выигрыш для себя.

Читайте также:  Морепродукты при подагре можно ли есть, как выбрать

Индивиды конструктивного типа обычно искренни, честны, доброжелательны. Они хорошо понимают позицию противоположной стороны, готовы ее, в принципе, принять, открыто заявляют свое мнение и доверяют партнеру. Индивиды-манипуляторы ведут себя в конфликтной ситуации по-иному. Они неискренни, циничны, играют определенную роль, не доверяют партнерам, вводят их в заблуждение, способны слышать и понимать лишь самих себя, не заботятся об интересах партнера, стремятся обмануть, обвести его вокруг пальца.

Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

Помощь

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Предполагается следующий алгоритм разрешения межличностных конфликтов:
§ определите причину и суть проблемы;
§ поговорить с каждым, кого затронул конфликт, обсудить мнения, плавно переходя к следующему пункту;
§ выясните все желания и интересы участников;
§ найдите все возможные решения, пытаясь не отказываться от других предложений и выделите самые лучшие варианты.
Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории.

  1. силовые стратегии: к ним относятся стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. В психологии они описываются как доминирование, конкуренция, соперничество.
  2. другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют та­кие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания наличия конфликта, ухода от проблемы вме­сто ее решения.
  3. третья форма ухода от конфлик­та — уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими ин­тересами, целями. Она может иметь обоснованный, рациональный ха­рактер в тех случаях, когда предмет конфликта является не слишком значимым для человека, Эта группа стратегий рас­ценивается как наиболее эффективный путь к разрешению межлично­стных конфликтов. Она объединяет разнообразные переговорные стра­тегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

При разрешении межличностных конфликтов различаются две модели переговоров:
· модель «взаимных выгод«: возможно нахождение таких вариантов решения проблемы, ко­торые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон. Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и противоречат друг дру­гу, но не являются несовместимыми.
· модель “уступок – сближения”: используется в тех случаях, когда интересы сторон несовместимы и оказываются возмож­ными только компромиссные решения, получаемые с помощью уступок сторон.
Разрешение конфликта можно считать окончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации не просто находят какое-то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, но приходят к этому решению в результате согласия. Это позволяет рас­считывать не только на устранение разделяющих их спорных вопросов, но и на восстановление, нормализацию их отношений и взаимодействия, которые могли быть нарушены. Согласие же сторон относительно того или иного варианта решения возможно только в результате договоренностей сторон, именно поэтому переговорные стратегии — действительно конструктивные способы разрешения межличностных конфликтов.
Выделяют пять других основных межличностных стилей разрешения конфликтов:
· уклонение от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», переводит тему общения в другое русло. Уход как вариант исхода конфликта более всего свойствен психологическому типу «мыслителя», который не всегда сразу готов к разрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и «практик», добавляя при этом элемент взаимности обвинения.
· сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
· компромисс как открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытии) претензий.
· принуждение — неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона.
· решение проблемы: чтобы определить существо конфликта, его участники должны скоординировать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения. .

Читайте также:  Подробная анатомия решетчатой кости

Методы предупреждения межличностных конфликтов:
Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении факторов конфликта и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:
§ знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;
§ уровнем общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;
§ глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;
§ степенью соответствия избранных методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины теоретических знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.
Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать.
Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта. Ее решение носит комплексный характер и включает методы социально-психологического, организационно — управленческого и морально-этического характера.

Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

Если возникла конфликтная ситуация, необходимо серьезно взвесить все «за» и «против»:Действительно ли существуют противоречия?Возможно ли решить проблемы другими способами?Избежатьконфликта можно избегая непосредственных кон­тактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас раздражает, теми, кого раздражаете Вы. Предотвратить конфл-т можно с помощьюсамоотстранения от конфл-ой ситуации — уклонение от решения проблем, которые не затрагивают ва­ших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено.

Урегулирование и разрешение. Когда наличие противоречий осознают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает четче опреде­лить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Это открывает следующую стадию в развитии конфликта — совместный поиск вариантов его разрешения.

Если преобладают негативные тен­денции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие) и оппоненты не могут (не желают) идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования используюткосвенные методы:

1.Метод «выхода чувств».Оппоненту дают возможность выска­зать все, что у него наболело и тем самым понижают спровоцирован­ное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение.

2. Метод «положительного отношения к личности».Конфликту­ющий, прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам.

3. Метод вмешательства «авторитарного третьего».Если человек не восприни­мает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов, то их передает ему человек, пользую­щийся доверием, ион узнает, что оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

4. Прием «обнаженная агрессия».В игровой форме в присут­ствии третьего лица оппонентам дают «выговориться». В таких условиях ссора не достигает крайних форм и напряжение в отношениях понижается.

5. Прием «принудительного слушания оппонента».Конфликту­ющий, прежде чем ответить оппоненту, должен точно воспроизвести его последнюю реплику. Так какв ссоре слышат только себя, при­писывая оппоненту слова и тон, которых не было, предвзятость к другому становится очевидной и накал напряженности спадает.

6. Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать пре­тензии с позиции своего оппонента. Этопозволяет им «вый­ти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

Для успешного разрешения конфликтанеобхо­димо, чтобы оппонентызахотели его разрешить. Но если желание будет проявлено хотя бы одним, этодаст возможностьоппоненту для встречного шага.

В. 20.Основы соц-пед. делопроизводства: анализ, проектирование, планирование, работа с документацией.

Аналитическая функция— одна из наиболее трудоемких в управленческом цикле, так как анализ — это вы­деление в изучаемом объекте частей, оценка роли и места каждой части, сведение в единое, установление причинно-след­ственных связей и системообразующих факторов. Ка­чественный анализ требует интеллектуального напряжения, сфор­мированного аналитического мышления (умения обобщать, сравнивать, систематизировать).При анализе результатов учитывается началь­ный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитат-го, соц-пед. процесса в учреждении и микросоциуме, новизна соц-пед деят-ти, специфика объектов дея­т-ти.Результаты работы соц.п-га оценивают с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками соц.служб, анкетирования по итогам его работы, анализа динамики соц.-пед. процессов (как осуществляется защита прав и интересов детей; уменьшилось ли число не посещающих школу).

Читайте также:  Боль в шее, отдающая в руку

Аналитический отчет социального педагога (в зависимости от места работы) может включать информацию:

— о выполненной работе по охране детства за истекший период;

— об организации профилактической работы с определен­ным контингентом воспитанников;

-о формах и содержании профессио-го взаимодей­ствия с разл.службами (правоохранит, соц.защиты, сл.занятости);

— об успеваемости и здоровье подопечных детей;

— об устройстве детей, оставшихся без попечения родите­лей, на дальнейшее воспитание;

— об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживаю­щих в семьях опекунов;

-об оказании материальной помощи разл. катего­риям семей (многодетным, безработных, малообеспеченных и др.);

— о продолжении обучения, трудоустройстве выпускников детского дома, школы-интерната.

Планирование— основа управления. Сущность его — определение основных видов деятельности, мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков.Подготовка планов основывается на соблюдении принципов планир-я, обеспечивающих реаль­ность, непрерывность, конкретность выполнения. Основные принципы планирования:

целенаправленность(целевая установка на конкретный период с учетом прошло­го опыта, анализа потенциала);

перспективность;

объективность(учет условий: ма­териальных, экономических, географических, социальных и др.);

— комплексность(использование разнообразных средств, форм, методов, видов, на­правлений деят-ти в единстве);

оптимальность(выбор содержания, форм, технологий работы, наиболее подходящих для конкретных условий);

скоординированность, согласованностьработы отдельных структур, подразделений друг с другом;

коллегиальность(коллективное пла­нирование, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов);

конкретность(четкость формулировок, сроков, указа­ние непосредственных исполнителей).

Эффективность планир-я зависит от четких представлений об уровне, на ко­тором находится ее предмет к началу планирования, и результа­тах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей. Различают перспективное, ка­лендарное и текущее планирование.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на бли­жайшее будущее (1-3года). Имеет разделы: аналитическая записка, цели и задачи деят-ти на предстоящий период, содержание по направлениям работы.

Различные виды документов имеют раз­ный набор реквизитов (элементов) (протокол, акт, приказ).

Согласование документа–предварительная оценка про­екта документа, соответствия законодательству.

Приказ— правовой акт, издаваемый руководителем, для разре­шения основных и оперативных задач.

Распоряжение— акт управления, в пределах ком­петенции должностного лица, гос.органа, име­ет обязат-ю силу.

Устав — свод правил, регулирующих деят-ть организаций, их взаимоотношения с др. организация­ми и гражданами, права и обязанности в сфере их деятельности.

Положение -нормативный акт, определяющий порядок об­разования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы структурного подразделения, комис­сии, деятельности должностных лиц и др.

Инструкция— правовой акт, уста­навливает правила, регулирующие различные стороны деят-ти организаций, подразделений, должностных лиц, граждан и разъясняет, определяет порядок применения законодат-х актов.

Актдокумент, составленный несколькими ли­цами и подтверждающий установленные факты, события, дей­ствия. Чаще всего акты составляются комиссиями, постоянно дей­ствующими или назначаемыми приказом.

Справки — отражают производственно-хозяйственную деят-ть организации, подтверждают сведения о ее работниках(о подтверждении места учебы, работы, должности, за­р.плате и т.п.).

Объяснительные записки бывают 2 видов: 1) сопровождают документ (план, отчет) и поясняют содержание его положений, оформляются на блан­ке учреждения. 2) по поводу к-либо происшествий, ситуаций, по­ступков отдельных работников. Текст д.б.убедительным, доказательным, оформляют на чистом листе.

Телефонограмма— передача ин­формации от имени должностного лица, содержит тексты в 30-40 слов.

Организация работы с документами включает следующие со­ставляющие: регистрацию, контроль исполнения, систематиза­цию, формирование и оформление дел, подготовку и передачу дел в архив.

Регистрация документов— фиксация факта создания и по­лучения документа путем проставления на нем индекса с последу­ющей записью необходимой информации о документе в регистра­ционных формах.

Контролюподлежат все зарегистрированные до­кументы. Предусматривает проверку своевременного доведения документа до исполнителя, регулирование хода исполнения документов, анализ результатов исполнения. Осуществляется до истечения срока (предварительный) и после его истечения (последующий).

Систематизация. Документы после исполнения группируют в делах в соответствии с номенклатурой дел.

Правильная группировка документов в дела и рациональная систематизация документов внутри дел облегчит и ускорит поиск необходимой информации.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Ссылка на основную публикацию
Предлежание плаценты виды и симптомы, что делать и чем грозит, профилактика
Виды и симптомы предлежания плаценты, чем опасно и меры профилактики Не всегда период вынашивания ребенка приносит только позитивные эмоции, в...
Правильное положение языка способствует внешней привлекательности лица
Гипердонтия — когда зубов во рту много От природы у человека заложено определенное количество, как молочных, так и постоянных зубов...
Правильное положение языка, или как остановить процесс «опадания» лица
Диагностика дизартрии методическая разработка по логопедии по теме ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений,...
Предлежание плода – что нужно знать будущей маме — Наблюдение беременности
Роды при тазовом предлежании Нормальным считается расположение плода в матке таким образом, когда головка находится над лоном, так называемое головное...
Adblock detector