Правильное положение языка, или как остановить процесс «опадания» лица

Диагностика дизартрии
методическая разработка по логопедии по теме

ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате и нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:
1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

4) в снижении количества правильно выполненных движений.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ.
При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
ПРОСОДИКА.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.
ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

дети со стертой дизартрией — это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

— с фонетическими нарушениями;

— с фонетико-фонематическим недоразвитием;

— с общим недоразвитием речи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Глоссарий.

Эхопраксия — подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий др. людей.

Синкинезии — (греч. syn- вместе kinēsis движение; синоним: ассоциированные движения, содружественные движения) — непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.

Кинестетический оральный праксис — Термин используется для описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела. Следовательно, в первую очередь имеются в виду ощущения, связанные с движением в пространстве.
Кинетический оральный праксис — Простые движения губ и языка: высунуть язык, надуть щеки, поместить язык между зубами и нижней губой. Сложные движения губ и языка: посвистеть, «задуть» горящую свечу, сплюнуть, поцеловать и т. д.
Гиперкинез — непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз.
Саливация — слюнотечение, слюноотделение.

Читайте также:  Кашель при прорезывании зубов у детей, сколько длится, как лечить

Дистонией называют синдром, при котором происходит постоянное либо спазматическое сокращение мышц, затрагивающее как мышцу-агонист, так и антагонистичную ей мышцу. Спазмы мышц часто непредсказуемы, они изменяют нормальное положение тела.
Гипомимия Нарушение мимики, характеризующееся ее бедностью, застывшим, маскообразным выражением лица. Улыбка, гримаса плача при эмоциях возникает с запозданием.
Девиация отклонение параметров от нормы.

XII пара — подъязычный нерв

ü врач просит пациент открыть рот – оценивается положение языка во рту и при вы­совывании, трофика обеих половин языка, наличие фибриллярных подергиваний

ü врач просит произнести трудноартикулируемые фразы: «Триста тридцать третья артиллерийская бригада» (артикуляция).

Рис.18 Ход волокон подъязычного нерва.

1 — ядро подъязычного нерва; 2 — подъязычный канал; 3 — менингеальная ветвь; 4 — соединительная ветвь к верхнему шейному симпатическому узлу; 5 — соединитель­ная ветвь к нижнему узлу блуждающего (X) нерва; б — верхний шейный симпатичес­кий узел; 7 — нижний узел блуждающего нерва; 8 — соединительные ветви к двум пер­вым спинномозговым узлам; 9 — внутренняя сонная артерия; 10 — внутренняя яремная вена; II — шилоязычная мышца; 12 — вертикальная мышца языка; 13 — верхняя продольная мышца языка; 14 — поперечная мышца языка; 15 — нижняя продольная мышца языка; 16 — подбородочно-язычная мышца; 17 — подбородочно-подъязычная мышца; 18 — подъязычно-язычная мышца; 19 — щитоподъязычная мышца; 20 — грудиноподъязычная мышца; 21 — грудино-щитовидная мышца; 22 — верхнее брюшко лопаточно-подъязычной мышцы; 23 — нижнее брюшко лопаточно-подъязычной мыш­цы; 24 — шейная петля; 25 — нижний корешок шейной петли; 26 — верхний корешок шейной петли. Красным цветом обозначены ветви, отходящие от продолговатого моз­га, фиолетовым — от шейного отдела спинного мозга.

Признаки поражения периферического поражения (бульбарный паралич):

а) одностороннее поражение:

· дизартрия (нарушение артикуляции речи)

· атрофии и фибриллярные подёргивания в поражённой половине языка

· девиация (отклонение) языка в поражённую сторону

б) двустороннее поражение:

· анартрия (отсутствие речи)

· мышцы языка атрофированы с двух сторон, в них наблюдаются фибриллярные подёргивания

· еда и питьё невозможны

Признаки центрального поражения (ядро нерва имеет только одностороннюю иннервацию с противоположной стороны)

а) одностороннее поражение (при поражении пирамидного тракта): девиация языка в здоровую сторону

Рис.20 Девиация языка вправо при поражении пирамидного тракта слева.

б) двустороннее поражение (псевдобульбарный паралич, повреждение кортиконуклеарных путей с двух сторон): язык лежит неподвижно в полости рта, анартрия, еда и питьё невозможны.

3. Двигательная сфера:

Таблица 2. Исследование мышечного тонуса.

Вид движения Методика исследования
Сгибание-разгибание в локтевом суставе Врач, взяв одной рукой плечо, другой рукой предплечье больного, несколько раз максимально сгибает и разгибает предплечье
Пронация и супинация предплечья Врач берёт больного за руку (ладонь в ладонь) и несколько раз пронирует и супинирует предплечье
Сгибание и разгибание в коленном суставе Врач одной рукой берётся за переднюю поверхность бедра, другой захватывает голень и несколько раз сгибает и разгибает голень

Рис.10 Ход волокон кортикоспинального пути (в т.ч. и кортиконуклеарного пути), схема расположения путей во внутренней капсуле.

а — пирамидный путь: 1 — кора большого мозга; 2 — внутренняя капсула; 3 — ножка мозга; 4 — мост; 5 — перекрест пирамид; 6 — латеральный корково-спинномозговой (пирамидный) путь, 7 — спинной мозг; 8 — передний корково-спинномозговой путь; 9 — чувствительные двигательные волокна периферического нерва; III, VI, VII, IX, X, XI, XII — соответствующие черепные нервы, б — конвекситальная поверхность большо­го полушария: двигательная зона коры (поля 4 и 6); топографическая проекция частей

Движения бывают произвольными (осознанными, с участием коры и пирамидной системы) и непроизвольными (автоматизированными, с участием экстрапирамидной системы, т.е. подкорковых узлов, и мозжечка)

3.1.МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ:

· прежде всего, необходимо оценить объём, скорость движений. Врач просит пациента совершить симметричные движения в разных отделах конечностей: двигать пальцами по типу «игра на пианино», сжать – разжать кулаки, «помахать» кистями и стопами, согнуть – разогнуть руки в локтевых суставах, ноги в коленных суставах;

  • затем оценивается сила мышц: вложенные в кисти пациента указательный и большой пальцы врача сжимаются больным с максимальным усилием, определяется степень сопротивления, которое пациент оказывает при попытке врача разогнуть руки больного, согнутые в локте (сила сгибателей) и, наоборот, при попытке согнуть руки больного, разогнутые в локте (сила разгибателей), похожие пробы проводятся и на нижних конечностях. Шкала оценки мышечной силы:

5 баллов – объём, скорость движений в конечностях сохранены и адекватны возрасту, степень сопротивления достаточная (нет пареза)

4 балла– несколько снижена скорость и объём движений, снижена степень сопротивления при выполнении проб, но пациент легко преодолевает силу тяжести (лёгкий парез)

3 балла – выраженное снижение объёма и скорости движений, при попытке сопротивления имеется «уступчивость», пациент с трудом проедолевает силу тяжести, после чего рука(нога) сразу опускается (умеренный парез)

2 балла – пациент не может преодолеть силу тяжести (поднять руку/ногу), но может совершать некоторые движения в плоскости кровати, на которой лежит рука/нога (глубокий парез)

1 балл – пациент не может совершать никакие движения, но при сознательной попытке произвести эти действия врачу заметны сокращения соответствующих мышечных волокон под кожей (очень глубокий парез)

0 баллов – нет движений, нет подкожных сокращений (плегия)

Для выявления скрытого пареза выполняются пробы Мингаццини – Барре:

· Верхняя– пациент с закрытыми глазами вытягивает руки вперёд, на стороне пареза рука опускается

· Нижняя – пациент лежит на спине с закрытыми глазами, вытягивает и поднимает ноги, на стороне пареза опускается нога

исследуют мышечный тонус (определённая степень наблюдаемого в норме напряжения мышц), поддерживающийся рефлекторно. Афферентная часть рефлекторной дуги: проводники мышечно-суставной чувствительности, несущие импульсы в спинной мозг от проприорецепторов мышц, сухожилий, суставов, эфферентная часть дуги: периферический двигательный нейрон. Кроме того, в регуляции тонуса участвуют мозжечок и экстрапирамидная система. Мышечный тонус определяется при пассивных движениях в конечностях. Пациент должен лежать, полностью расслабив все мышцы.

Виды нарушений мышечного тонуса:

I. Гипертонус (повышение мышечного тонуса)

А) спастический – избирательное повышение мышечного тонуса в сгибателях рук и разгибателях ног при центральных параличах, по мере исследования он ослабевает;

Б) пластический – диффузное повышение тонуса во всех мышечных группах при поражении экстрапирамидной системы (паллидонигральная часть, гипокинетически-гипертонический синдром).

II. Гипотонус (снижение мышечного тонуса)

А) при периферических парезах;

Б) при поражении мозжечка;

В) при поражении экстрапирамидной системы (стриарная часть, гиперкинетически-гипотонический синдром);

Г) при выпадении мышечно-суставной чувствительности.

исследуют рефлексы (реакции организма на внешние и внутренние раздражения). Безусловные рефлексы – врождённые, условные рефлексы – приобретённые человеком в процессе индивидуального жизненного опыта (онтогенеза). Поверхностные рефлексы: 1) с кожи;2) со слизистых.

Глубокие рефлексы: 1)сухожильные;2)надкостничные.

Виды и методы вызывания безусловных рефлексов:

Таблица 3. Поверхностные рефлексы со слизистых.

Название Методика вызывания Рефлекторная дуга
Корнеальный, коньюнктивальный Кончиком стерильной ваты врач дотрагивается до края роговицы глаза, в ответ происходит смыкание глазничной щели Афферентная часть – 1ая ветвь V нерва, эфферентная часть – VII нерв (круговая мышца глаза), замыкается на уровне моста ГМ
Нёбный Врач шпателем дотрагивается до мягкого нёба пациента справа и слева, в ответ происходит сокращение «нёбной занавески» и отклонение язычка в соответствующую сторону Афферентной и эфферентной частями являются волокна IX и X нервов, замыкается на уровне продолговатого мозга (мышцы, поднимающие нёбную занавеску)
Глоточный Врач шпателем дотрагивается до задней стенки глотки справа и слева, в ответ возникает кашлевой рефлекс Афферентной и эфферентной частями являются волокна IX и X нервов, замыкается на уровне продолговатого мозга (мышцы-констрикторы глотки)
Анальный Пациент лежит на боку с поджатыми к туловищу ногами, раздвинув пальцами ягодицы больного, врач наносит иголочкой штриховое раздражение в перианальной области, в ответ происходит сжимание наружного анального сфинктера Афферентной и эфферентной частью является половой нерв, замыкается на уровне S2-S5 сегментов спинного мозга (мышца — наружный анальный сфинктер)
Читайте также:  Растяжение или перелом Как лечить самые популярные зимние травмы Здравоохранение Общество Аргумен

Таблица 4. Поверхностные рефлексы с кожи.

Название Методика вызывания Рефлекторная дуга
Брюшной верхний Врач наносит иголочкой штриховое раздражение на уровне рёберных дуг с обеих сторон, в ответ происходит сокращение мышц брюшного пресса соответствующей стороны Афферентная и эфферентная части – межрёберные нервы, замыкается на уровне D7 –D8 (прямые, косые и поперечные мышцы брюшного пресса) сегментов спинного мозга
Брюшной средний Врач наносит иголочкой штриховое раздражение на уровне пупка с обеих сторон параллельно полу, в ответ происходит сокращение мышц брюшного пресса соответствующей стороны Афферентная и эфферентная части – межрёберные нервы, замыкается на уровне D9 –D10 (прямые, косые и поперечные мышцы брюшного пресса) сегментов спинного мозга
Брюшной нижний Врач наносит иголочкой штриховое раздражение на уровне паховых складок, в ответ происходит сокращение мышц брюшного пресса соответствующей стороны Афферентная и эфферентная части – межрёберные нервы, замыкается на уровне D11 –D12 (прямые, косые и поперечные мышцы брюшного пресса) сегментов спинного мозга
Кремастерный Врач наносит иголочкой штриховое раздражение по внутренней поверхности бёдер, в ответ происходит подтягивание соответствующего яичка в мошонку Эфферентная часть – бедреннополовой нерв, замыкается на уровне L1-L2 (кремастерная мышца) сегментов спинного мозга
Подошвенный Врач наносит иголочкой штриховое раздражение по подошве от пятки по наружному краю до пальцев стопы справа и слева, в ответ происходит сгибание пальцев («кивок») Эфферентная часть – седалищный нерв, замыкается на уровне L5 –S1 (мышцы-сгибатели пальцев стопы) сегментов спинного мозга

Таблица 5. Глубокие сухожильные рефлексы.

Название Методика вызывания Рефлекторная дуга
Бицепс-рефлекс (сгибательно-локтевой) Врач ударяет молоточком в области локтевой ямки в месте прикрепления сухожилия двуглавой мышцы плеча, в ответ происходит сгибание предплечья в локтевом суставе Эфферентная часть – мышечно-кожный нерв, замыкается на уровне C5-C6 (двуглавая мышца плеча) сегментов спинного мозга
Трицепс-рефлекс (разгибатель но-локтевой) Врач ударяет молоточком в области локтевого отростка в месте прикрепления сухожилия трёхглавой мышцы плеча, в ответ происходит разгибание предплечья в локтевом суставе Эфферентная часть – лучевой нерв, замыкается на уровне C7-C8 (трёхглавая мышца плеча) сегментов спинного мозга
Коленный Врач ударяет молоточком под надколенником в месте прикрепления четырёхглавой мышцы бедра, в ответ происходит разгибание голени в коленном суставе Эфферентная часть – бедренный нерв, замыкается на уровне L2-L4 (четырёхглавая мышца бедра) сегментов спинного мозга
Ахиллов Врач ударяет в область прикрепления ахиллова сухожилия над пяточной костью, в ответ происходит разгибание стопы в голеностопном суставе Эфферентная часть – седалищный (тибиальная ветвь) нерв, замыкается на уровне S1-S2 сегментов спинного мозга

Рис.21 Сгибательно-локтевой и разгибательно-локтевой рефлексы.

Рис.22 Коленные рефлексы.

Рис.23 Ахилловы рефлексы.

Таблица 6. Глубокие надкостничные рефлексы.

Название Методика вызывания Рефлекторная дуга
Надбровный Врач ударяет молоточком на границе медиальной и средней трети надбровной дуги, в ответ происходит смыкание глазной щели Афферентная часть – 1ая ветвь V нерва, эфферентная часть – VII нерв(круговая мышца глаза). Замыкается на уровне моста ГМ
Карпорадиаль ный Врач наносит удар молоточком по шиловидному отростку лучевой кости, в ответ происходит сгибание и пронация предплечья и пальцев кисти Афферентная и эфферентная части – кожно-мышечный, лучевой и срединный нервы, замыкается на уровне C5-C8 сегментов спинного мозга

Виды нарушения рефлексов:

I.Повышение (гиперрефлексия) сухожильных и надкостничных рефлексов с одновременным угнетением (гипорефлексия или арефлексия) кожных рефлексов и рефлексов со слизистых возникает при центральных параличах и парезах

II.Понижение (гипорефлексия) сухожильных и надкостничных рефлексов наблюдается при периферических параличах и парезах

III.Общее усиление рефлексов появляется при функциональных заболеваниях нервной системы (при неврозах)

Признаки центрального паралича:

Центральный (спастический, пирамидный) парез (паралич) – вследствие поражения центрального двигательного нейрона – передней центральной извилины и нервных волокон пирамидного пути на всём протяжении – от коры до клеток передних рогов спинного мозга или ядер черепно-мозговых двигательных нервов. При центральном параличе сегментарный аппарат спинного мозга лишается тормозного влияния коры головного мозга и не только сохраняет, но даже повышает свою рефлекторную деятельность.

1) Мышечный гипертонус в сгибателях руки и разгибателях ноги на противоположной очагу стороне тела. За счёт такой избирательности походкастановится специфической: гемиплегическая, циркумдуцирующая (описывающая круг) походка Вернике-Манна, «рука просит, нога косит» Рис.24 Походка Вернике-Манна.

2) Гиперрефлексия (повышение сухожильных и периостальных рефлексов) с расширением рефлексогенных зон на стороне тела, противоположной очагу с одновременным снижением или отсутствием кожных рефлексов. Крайнее проявление гиперрефлексии – клонусы коленной чашечки, кисти или стопы – длительные ритмичные сокращения какой – либо мышцы вследствие растяжения её сухожилия.

Таблица 7. Методика исследования клонуса.

Неврогенные страдания языка

Неврогенные страдания языка

Неврогенные страдания языка делятся на моторные и трофические; сюда же входят расстройства чувствительности.

Моторные неврозы языка являются по преимуществу поражениями подъязычного нерва (n. hypogloesus). Заболевание центральных путей подъязычного нерва вызывает односторонний паралич мышечной мускулатуры, при котором акт глотания не нарушается. Ядерные поражения главным образом вызывают двусторонний паралич, ведущий к полному нарушению акта глотания, если не сохраняется добавочное ядро подъязычного нерва.

При диагностике этих поражений необходимо произвести специальное неврологическое исследование, а также определить участие других черепных нервов, пирамидных путей. Сравнительно проста диагностика при травматических повреждениях подъязычного нерва.

Двустороннее поражение ядер подъязычного нерва часто наблюдается при двустороннем бульбарном параличе. Сначала возникают расстройства движения, затем атрофия языка и язычная диелалия (поражение речи), впоследствии присоединяется нарушение глотания и движения губ. Аналогичный симптомокомплекс может возникнуть при спинной сухотке.

Подобные, но нестойкие симптомы двигательного пареза: языка могут возникнуть в результате энцефалита при явлениях псевдобуль’барного паралича. Нами наблюдался случай паралича подъязычного нерва огнестрельного происхождения.

Одностороннее повреждение подъязычного нерва вызывает отклонение языка в противоположную сторону при покойном положении в полости рта. При высовывании язык обычно отклоняется в здоровую сторону.

Судороги языка могут наблюдаться при эпилепсии, столбняке, бешенстве, гемиплегии, двигательном полупараличе.

Описана профессиональная судорога языка у кларнетистов, подобно судороге пальцев писцов.

При табесе и при кортикальных очагах в центре движения может возникнуть значительное расстройство речи вследствие атаксии языка.

Трофические неврозы языка находят иногда свое выражение в ангиоспастических явлениях, в явлениях очаговой десквамации сосочков.

Чувствительные расстройства языка представляют наиболее распространенные невротические поражения его; они обычно сопровождаются аналогичными поражениями в других отделах тройничного нерва. Болевая чувствительность слизистой оболочки неодинакова в различных отделах; это необходимо иметь в виду при сравнительном исследовании отдельных участков и учитывать относительность показателей и топографию болевой чувствительности зоны физиологической гипалгезии и аналгезии. За исключением губ и кончика языка, болевые точки весьма скудно распределены в полости рта (см. таблицу).

Анестезии могут быть следствием различных заболеваний. Чаще наблюдается анестезия половины языка — при поражениях анатомического характера (мозговые и бульбарные, поражение барабанного сплетения, поражения при ушных заболеваниях) и функционального характера (истерия). Клинически такого рода анестезии протекают не всегда достаточно отчетливо, так как чувствительность в языке частично сохраняется в участках, иннервируемых другими нервами; основная часть спинки и кончика языка иннервируется язычным нервом, принадлежащим к III ветви тройничного нерва; кроме того, чувствительную иннервацию языка дает еще верхний гортанный нерв (n. Iaryngeus superior) и язычные ветви языкогло-точного нерва (n. glossopnaryngeus).

Гиперестезии языка составляют весьма важную в практическом отношении группу нарушений чувствительности языка. К этой группе относятся невралгия и глоссодиния.

Невралгия языка представляет заболевание, вызванное поражением язычного нерва, носящим характер проявлений невралгии тройничного нерва, большей частью совместно с невралгией нижнечелюстного нерва. Боли носят типичный приступообразный характер; они возникают самопроизвольно или под влиянием незначительных внешних раздражений физического (прием пищи, разговор), а иногда и психического характера.

Вследствие того что больные при невралгии язычного нерва берегут язык, стараются мало им пользоваться, при внешнем осмотре язык часто представляется обложенным серым или бурым налетом. Присутствие налета не является, понятно, объективным признаком невралгии, а должно рассматриваться как симптом, свидетельствующий о наличии причин, уменьшающих самоочищение языка. В случае жалоб на изолированные в языке боли невралгического характера без поражения нижнечелюстного нерва необходимо искать объективные признаки поражения в самом языке или у места расположения язычного нерва.

Читайте также:  Слепота выбора» в реальности и на самом деле Newtonew новости сетевого образования

Терапия — невралгии — рентгеновское облучение, гальванизация, диатермия шейных узлов, новокаиновая блокада и впрыскивание спирта в язычный нерв или резекция язычного нерва. Последние две операции являются мало желательными, так как вызывают потерю чувствительности спинки языка, а впрыскивание спирта, кроме того, нередко сопровождается потерей чувствительности в области, иннервируемой нижним альвеолярным нервом.

Для впрыскивания в язычный нерв иногда употребляют 80″ спирт, который вводят в количестве 0,5 мл. Большие количества не следует вводить из опасения повреждения нижнечелюстного нерва. Новокаин впрыскивают в 0,25% растворе в количестве 3—5 мл.

Техника вкола та же, что и при мандибулярной анестезии, с той разницей, что игла не должна быть доведена до нижне-челюстного отверстия. С этой целью кончик иглы отклоняют на 0,25—0,5 см к средней линии от кости. Удобнее и точнее производить впрыскивание за нижними молярами в месте перехода слизистой оболочки с боковой поверхности языка на дно рта, что соответствует месту вхождения нерва в язык. Впрыскивание производят один или несколько раз, в зависимости от наблюдающегося эффекта. В целях введения алкоголя в язычный нерв последний может быть предварительно обнажен, чтобы алкоголизацию провести под контролем глаза. Обнажение нерва дает более верные результаты. Оно производится также и для резекции или выкручивания. Техника обнажения язычного нерва такова. Язычный нерв обнажают со стороны полости рта. Нерв входит в язык между восходящей ветвью нижней челюсти и передней дужкой глотки и ложится под слизистой полости рта у больших коренных зубов в месте перехода слизистой с боковой поверхности языка на дно рта. В этом месте язычный нерв может быть обнажен из разреза слизистой оболочки.

Глоссодиния. Заболевание, носящее характер повышения и изменения чувствительности языка, но в проявлениях своих значительно отличающееся от невралгии языка (невралгия язычного нерва), носит название г л ос с о дин ни, или, по терминологии некоторых авторов, «глоссалгии». К числу глоссодиний должен быть отнесен язычный зуд (pruritus linguae) и другие сходные заболевания.

Этиология глоссодиний, или глоссалгий, различна и связана с рядом общих изменений в состоянии организма, каковы, например, заболевания желудка, сопровождающиеся нарушением секреции, болезни крови (малокровие), глистная инвазия, пониженная функция половых желез, климактерий, истерия. Местно существующая боль может активироваться раздражением каротидного синуса. Каротидная стигматизация (усиление) болевых ощущений может сопровождаться широкой реперкуссивностью, т. е. наличием отдельных болевых рефлексов, вызываемых из различных районов тела. Терапия, направленная к устранению или уменьшению проявлений одного из заболеваний типа перечисленных выше, нередко дает положительные результаты и в отношении глоссодинии.

Клинические проявления заболевания выражаются по преимуществу субъективными расстройствами. Больные жалуются на чувство жжения или покалывания в языке. Локализация этого чувства неопределенная, хотя больные нередко указывают на кончик и корень языка. Иногда больные определяют свои ощущения, как зуд или чувство неловкости в языке, отяжеление, неповоротливость, утомляемость языка. Появление этих ощущений бывает самостоятельным; иногда больные связывают его с общим утомлением, длительностью речи, приемом мясной пищи или острых пищевых веществ. В общем ощущения эти редко бывают острыми, болевыми. Длительность неприятного ощущения различна: минуты, часы, дни; чем дольше оно длится, тем менее оно выражено. Иногда ощущения эти исчезают на длительный период, не появляются в течение нескольких месяцев, а затем вновь возникают.

Большинство таких больных страдает боязнью рака (канцерофобия). Они ищут проявления рака, сами осматривают свой язык и, не зная анатомии, находят признаки, якобы подтверждающие диагноз рака: опухоль, особенно у корня языка. Нередки также случаи натрогенных заболеваний, когда лимфатические фолликулы языка врач ошибочно принимает за изъязвление, в чем и уверяет больного. Так или иначе, необходимо помнить, что у страдающих глоссодинией нередко бывает травмирована психика, что требует пристального внимания врача и особой осторожности при определении их состояния. Видимые объективные изменения при глоссодинии, или глоссалгии, обычно отсутствуют. Иногда обнаруживается гиперплазия лимфоидного аппарата языка, иногда явления атрофического глоссита. Однако у большинства больных значительных отклонений от нормального вида языка обнаружить не удается. Весьма характерна для ряда случаев манера показывать язык. Некоторые больные настолько часто осматривают какую-нибудь сторону языка, где они предполагают наличие поражения, что приучают язык при высовывании поворачиваться лишь в одну сторону. Этот «односторонний показ» языка весьма типичен для больных с глоссалгией и дает представление о психических переживаниях больного. При диференциальной диагностике следует иметь в виду артрит челюстно-височного сустава.

Лечение глоссалгии в первую очередь требует вмешательства общего характера, в зависимости от предполагаемых заболеваний других систем. У женщин в преклимактерическом периоде или с явлениями дисменорреи хорошие результаты получаются от назначения препаратов яичников (оварин, фолликулин, синэстрол). Ваготоникам с явлениями повышенной кислотности желудочного сока иногда полезно назначать препараты атропина. Наоборот, при жалобах на сухость во рту небольшие дозы пилокарпина внутрь ( 1 % раствор от 4 до 8 капель два-три раза в день) оказывают благоприятное симптоматическое действие. В некоторых случаях нам удавалось таким путем добиться улучшения. Полезно, по нашим наблюдениям, назначение внутрь препаратов печени, в тех случаях, когда явления анемии не обнаружены. Психика больного также должна стать объектом терапевтического вмешательства. В ряде случаев, по нашим наблюдениям, хороший эффект дает диатермия шейных узлов.

Местная терапия языка не требуется. Лишь с психотерапевтической целью могут назначаться нейтральные вмешательства, отнюдь не раздражающего характера. Особое внимание следует уделять окружающей среде, главным образом зубам (естественным и искусственным). При оценке возможных воздействий со стороны зубов и протезов на язык следует учитывать, что при глоссодинии врач имеет дело с органом, чувствительность которого к раздражению, в частности, механическому обострена, а подчас извращена. Поэтому в первую очередь необходимо устранить в полости рта всевозможные источники механического раздражения. Несмотря на отсутствие указаний со стороны больного, следует дополнить его стертые пломбы, заменить плохо поставленные и восстановить отсутствующие. Поверхность пломб не должна иметь ни малейшей шероховатости. В полости рта не следует оставлять ни одного гниющего корня, ни одной полости, ни одного острого выступа. Такие же строгие требования должны быть предъявлены! к протезным конструкциям. Старые протезы с пористым каучуком следует немедленно устранить. Плохо прилаженные коронки с отстающими от шейки краями, с протертыми жевательными поверхностями, так называемые седловидные мосты, мосты с «палочками» и т. п. — все это должно быть в определенной последовательности удалено.

Особое внимание необходимо обратить на наличие во рту разноименных металлов (металлическая пломба — золотая коронка). Благодаря разнице потенциалов между разнородными металлами возможно возникновение электрических явлений, раздражающих повышенно восприимчивую слизистую оболочку языка. Плохо защищенные хромированием металлические протезы также должны быть расценены как источник возможных раздражений. Прогноз при глоссодинии нет оснований считать неблагоприятным в том отношении, что это заболевание не осложняется какими-либо тяжелыми расстройствами. Однако добиться излечения этого страдания иногда бывает трудно, так как не всегда могут быть устранены те общие расстройства, которые вызывают глоссодинию.

Расстройство вкуса. К числу неврозов языка относятся разнообразные расстройства вкуса. Расстройства вкусовых ощущений могут носить различный характер: агеузия (ageusia) — утрата вкуса, гипогеузия (hypogeusia)—понижение вкуса, парагеузия (parageusia)—извращение вкуса. С неврогенными расстройствами вкусовых ощущений не следует смешивать тех изменений вкуса, которые возникают в результате гнилостных процессов, имеющих место при стоматитах. В этих случаях имеется не расстройство вкуса, а возникновение источников неприятного вкуса, маскирующего или извращающего привычные вкусовые ощущения при приеме пищи.

Поражения язычного нерва вызывают нарушение вкусовых ощущений в передней части языка, поражение языкоглоточного нерва — у основания языка. Агеузия встречается при поражениях тройничного нерва (гассерова узла, язычного нерва, барабанной струны) и при центральных поражениях (табес, прогрессивный паралич). Преходящее исчезновение или понижение вкуса наблюдается при припадке эпилепсии: во время ауры, после припадка, парагеузия —иногда при истерии.

Ссылка на основную публикацию
Правильное положение языка способствует внешней привлекательности лица
Гипердонтия — когда зубов во рту много От природы у человека заложено определенное количество, как молочных, так и постоянных зубов...
Правила разгрузочных дней
ТОП-9 самых эффективных разгрузочных дней для похудения Представляем ТОП-9 самых эффективных разгрузочных дней для похудения. Узнайте, что дают разгрузочные дни,...
Правила сдачи анализа мочи
Анализ мочи по Нечипоренко 10 минут Автор: Любовь Добрецова 1707 Чем отличается проба по Нечипоренко от ОАМ (общего анализа мочи)?...
Правильное положение языка, или как остановить процесс «опадания» лица
Диагностика дизартрии методическая разработка по логопедии по теме ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений,...
Adblock detector