Эпидемиология и Инфекционные Болезни » Этапы развития и современные представления о структуре эпидем

Эпидемиология. Определение и ее разделы

Эпидемиология — это общемедицинская наука, изучающая процессы возникновения, развития и распространения любых патологических состояний в человеческой популяции и разрабатывания меры борьбы и профилактики с ними.

Предметом изучения в эпидемиологии является эпидемический процесс.

  • 1-учение об эпидемиологическом процессе
  • 2-противоэпидемич.средства и мероприятия (вакцины, дез.средства)
  • 3-организация противоэпид. обслуживания населения (ЛПУ, госпитали, центры гигиены и эпидемиологии и др.)
  • 4-частная эпидемиология (напр. эпидемиология туберкулеза и т.п.)
  • 5-эпидемиологическая диагностика

Термин эпидемия — Гиппократ. Эпидемия («полюдие»).

Древний или «догиппократовский» — XII—V в.в. до н.э. — период эмпирических догадок и накопления некоторых фактов.

  • 1. Гиппократовский — V—IV в.в. до н.э. до XV—XVI в.в. — впервые задумались над причиной (этиологией) массовых болезней, учение о конституции мест и лет.
  • 2. Добактериологический — XV—XVI в.в. до второй половины XIX в. — Д. Фракосторо, Т. Сиденгейм, Д.С. Самойлович, Э. Дженнер и др.
  • 3. Бактериологический — 2-я половина XIX в. до 1-й четверти XX в. — Л. Пастер, Р. Кох, И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, Д.И. Ивановский и др.
  • 4. Современный или научной эпидемиологии — с 1-й четверти XX в. до настоящего времени — становление эпидемиологии как науки (Д.К. Заболотный, Л.В. Громашевский, И.И. Елкин, В.Д. Беляков и др.).
  • 1 этап — добактериальный (до посл. четверти 19 века): 3 признака эпидемий (приуроченность к определенной местности, сезонность заболеваний, неравномерное поражение людей).

Самойлович — внедрение нового метода изучения заболеваний (статистический метод)-1837г. 1870 г.-эпидемиологический листок.

  • 2 этап-бактериологический — период открытия вакцин и сывороток (1-е десятилетие и до начала 20 века):
    • -Луи Пастер-иммунопрофилактика — метод атенуации (ослабление микробов на модели бешенства)
    • -Дженнер — вакцина против кори
    • -Роберт Кох — метод выделения чистых культур, метод окраски культур, микобактериальные поражения (туберкулез)
    • -И.И. Мечников — фагоцитоз

    Исторический период учения об эпидемиях начинается с Гиппократа (460 -377 гг. до н. э.). В трудах под общим названием «Семь книг об эпидемиях» Гиппократ обосновал гипотезу «эпидемической конституции». Предполагалось, что при определенной «конституции местности и времени» возникают миазмы — некие вещества, проникающие в организм из воздуха и обусловливающие заболевания людей.

    итальянский врач Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг.) создал цельное учение о причинах и способах распространения эпидемических болезней. Фракасторо установил, что существуют заразные болезни, обусловленные зародышами (контагиями), которые размножаются. Болезни передаются контактом (прикосновением) — прямым и непрямым и на расстоянии. Ученый считал, что контагии способны воспроизводить себе подобных. Основоположником отечественной эпидемиологии является Данила Самойлович (1724-1810 гг.), который был последовательным сторонником представления о контагиозной природе эпидемий. Данила Самойлович принимал личное участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве в 1771-1772 гг., организовывал карантинную и противоэпидемическую службу, Д. Самойлович одним из первых сделал попытку применить микроскоп для обнаружения живых возбудителей инфекционных болезней, существование которых он твердо защищал. Благодаря работам Л.Пастера, Р. Коха, И. Мечникова и многих других ученых, в 70-90-х годах прошлого века инфекционная природа эпидемических болезней стала уже не гипотезой, а фактом. Появилась новая наука — бактериология. Д.К. Заболотный выполнил многочисленные классические исследования по микробиологии и эпидемиологии холеры, сыпного тифа. Он совместно с Л.М. Исаевым установил в 1911 году роль тарбаганов в качестве источника чумной инфекции в Восточной Азии. Д.К. Заболотный является автором первой отечественной книги «Основы эпидемиологии». Ему же принадлежит заслуга организации в 1922 году первой кафедры эпидемиологии на медицинском факультете в г. Одессе.

    Особое значение имеют исследования выдающегося ученого, одного из основателей советской школы эпидемиологов Л.В. Громашевского (1887-1980 гг.). Л.В. Громашевским создано учение об эпидемическом процессе, разработано классическое учение о механизмах передачи возбудителей инфекционных заболеваний, предложена классификация инфекционных болезней.

    Е.Н. Павловский посвятил изучению паразитов-переносчиков возбудителей заразных болезней человека и многих животных. Он является автором более 800 научных работ, участвовал более чем в 170 комплексных экспедициях по изучению природно-очаговых инфекционных болезней. Важнейшим практическим выводом из учения о природной очаговости болезней для медицинской службы является осуществление профилактических мероприятий в населенных пунктах и комплексное обезвреживание или искоренение природных очагов трансмиссивных болезней. Благодаря работам В.Д. Белякова получила четкую структуру общая эпидемиология, на основе открытия саморегуляции паразитарных систем разработано оригинальное учение об эпидемическом процессе, создана современная классификация инфекционных болезней, в практическую реализацию введена новая форма организации противоэпидемической работы — система эпидемиологического надзора, впервые определены параметры качества и эффективности противоэпидемических мероприятий, разработаны теоретические и методические основы эпидемиологии неинфекционных болезней. Эпидемиология — раздел медицины, занимающийся изучением возникновения и распространения эпидемий болезней, а также борьбы с ними (Английский толковый словарь Коллинза). Эпидемиология — наука о массовых заболеваниях в человеческом обществе и их профилактике; она включает прежде всего изучение причин возникновения и условий распространения инфекционных болезней, закономерностей течения эпидемий, изыскивает способы их прекращения, имея конечной целью уничтожение инфекционных болезней и разработку полноценных профилактических мероприятий, предупреждающих появление заразных болезней (В.А. Башенин, 1958). Позже, когда инфекционные болезни стали встречаться не только в виде эпидемий, но и в виде разрозненных случаев, предметом эпидемиологии становится заболеваемость инфекционными болезнями в любых ее количественных проявлениях. Определение эпидемиологии, сформулированное Л.В. Громашевским, как раз и характеризует переходный период от эпидемического распространения болезней к меньшим масштабам их распространения. Эпидемиология — наука (учение) об эпидемиях или, вернее, о закономерностях эпидемического процесса (Л.В. Громашевский, 1965). В определениях других авторов указания на эпидемии, как правило, отсутствуют, но подчеркивается практическая сторона — профилактика и борьба с инфекционными болезнями.

    Лекция 1. Эпидемиология. История развития.

    Задачи и методы эпидемиологии.

    Эпидемиология (от греч.epi—над-и demos—народ+

    logos —наука,)—медицинская наука, изучающая причи­

    ны возникновения и особенности распространения заболе­

    ваний в обществе с целью применения полученных знаний для

    решения проблем здравоохранения.

    Эпидемиология- наука о закономерностях, лежащих в основе возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, о мерах профилактики и борьбы с ними.

    Выделяют инфекционную эпидемиологию и неинфекционную, или эпидемиологию инфекционных и неинфекционных болезней.

    Эпидемиология инфекционных болезней выстраивает систему, изучающую причины возникновения, профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями.

    Задачи инфекционной эпидемиологии:

    1. вскрыть и изучить закономерности, лежащие в основе возникновения и распространения инфекционных болезней;

    2. разработать на основе теоретических обобщений научно- обоснованных профилактических и противоэпидемических мероприятий.

    Эпидемиология неинфекционных болезней переносит эпидемиологические методы на изучение закономерностей возникновения и распространения различных по своей природе неинфекционных массовых нарушений состояния здоровья населения (инфаркт, атеросклероз).

    Основной предмет эпидемиологии как познавательной деятельности—заболеваемость населения. Её можно представить как одно из объективных массовых явлений, отражающих влияние неблагоприятных внешних факторов на население. С другой стороны, заболеваемость—статистическая величина, определяемая совокупностью объективных (причинных) и субъективных (качество выявления, диагностики и т.д.) факторов, т.е. к заболеваемости применимо понятие о феномене «айсберга». Изменившиеся технологические возможности позволили выявлять как новые болезни, так и диагностировать лёгкие формы болезни, бактерионосительство, ранее не доступные для распознавания, а, следовательно, и не регистрируемые. Показатели заболеваемости различными болезнями образуют сложную упорядоченную структуру. Размерность этого показателя — количество случаев на 100, 1000, 10000 или 100000 населения. Эпидемиологический смысл показателя состоит в том, что он отражает частоту заболевания либо риск его развития.

    · общую эпидемиологию— раздел, изучающий общие закономерности развития, профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями;

    · частную эпидемиологию, которая изучает закономерности эпидемического процесса отдельных инфекционных заболеваний;

    · военная эпидемиология— раздел эпидемиологии инфекционных заболеваний и отрасль военной медицины, посвященная теории и практике противоэпидемического обеспечения войск в мирное и военное время.

    Методы эпидемиологии

    В основе науки эпидемиологии лежит эпидемиологический метод— совокупность приемов, способов, позволяющих обеспечить анализ и синтез явлений, касающихся возникновения, развития, ограничения и прекращения эпидемического процесса. Эпидемический процесс — процесс возникновения и распространения среди населения инфекционных состояний (клинически выраженного заболевания или носительства).

    1. метод эпидемического обследования (основан на наблюдениях)- позволяет выявить причину заболевания, роль отдельных факторов в распространении инфекционного начала, позволяет разработать мероприятия по предупреждению распространения инфекционного очага.

    2. Исторический метод:

    · описательно- исторический;

    · сравнительно- исторический метод применяется в эпидемиологии давно и позволяет судить о времени и месте возникновения тех или иных инфекционных болезней

    Древнейшие литературные памятники поведали нам о распространении оспы в XII в на Востоке и о вспышке чумы в VI до н.э. (Юстинианова чума), которая унесла половину населения Римской империи. В Египте при раскопках была обнаружена гробница (IV в до н.э.), на которой изображен человек с укороченной ногой (полиомиелит). Способствуя накоплению данных исторический метод позволяет судить об эволюции инфекционных заболеваний. Он перебрасывает мост между «старыми наблюдениями и новыми знаниями».

    3. Статистический метод

    Он начинается со сбора сведений, необходимых для решения определенных задач. Все сведения вносят в специальные карты или другие формы. Полученные данные группируются в таблицы (сейчас это специальные компьютерные программы) по следующим параметрам:

    · заболеваемость (вероятность для здорового человека заболеть) равна отношению числа заболевших людей за определенный период времени к числу жителей данного района (города) в тот же период. Заболеваемость выражается на 100, 10 и 1 тыс. населения. Этот показатель зависит от правильности первоначального этапа.

    · показатель смертности — число смертей от данного заболевания, выраженного показателем на 100, 10 и 1 тыс человек, охваченных эпид наблюдением.

    · летальность— % умерших из числа заболевших.

    4. Микробиологический метод

    С открытием микробной природы инфекционных заболеваний эпидемиология приобрела новые возможности для изучения эпид процесса. Роль этого метода:

    · в установке этиологии заболевания;

    · в установке механизма выделения возбудителя, проникновения и передачи возбудителя;

    · в установке формирования новых механизмов резистентности.

    5. Иммунологический метод основан на изучении состояния иммунитета, оценке эффективности вакцин

    6. Экспериментальный метод основан на формировании биологической модели паразитарной системы.

    История эпидемиологии.

    Эпидемиология в современном понятии наука молодая, но истоки ее уходят в древность.

    Первые упоминания о заразных болезнях относятся к IV-III тысячелетиям до н.э. В папирусах Древнего Египта имеются упоминания о болезни, напоминающую современную натуральную оспу, первые упоминания о проказе.

    Важнейшим этапом в познании эпидемий является представление о «заразности» болезни- возможности передачи ее от человека к человеку через вещи больного.

    В те времена, эпидемии рассматривались как «кара божья», с которой невозможно бороться. В священной книге древних индусов звучит призыв бежать из дома, если крыса падает с крыши, прыгает по полу и умирает, т.к. это означало, что чума близко.

    Первые систематические описания эпидемий ряда заразных болезней и попытки объяснить их возникновение существованием так называемого особого заразного начала и дать оценку роли внешней среды в возникновении эпидемических заболеваний мы находим в сочинениях Гиппократа и в трудах Фукидида и Лукреция.

    В средние века изучению заразных болезней мешало засилие религиозных предрассудков.

    В эпоху Возрождения наметился значительный прогресс в представлениях о причинах заразных болезней. Видный итальянский врач и астроном Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг) в своей книге «О контагиях, контагиозных болезнях и лечении» впервые предпринял попытку создать теорию возникновения и развития эпидемических болезней. Описав оспу, бешенство, корь, проказу, он высказал предположение о роли живого возбудителя в их возникновении, наделяя его способностью к размножению и передаче прямым контактом через вещи больного и даже воздух.

    В XVI-XVII вв появляются условия для возникновения бактериологии, развитие которой обеспечило бурный прогресс всей медицины и в т.ч. вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями. В это время появилось два противоположных взгляда на причину заразных болезней. Одну позицию высказывали миазматики. Они считали, что причиной эпидемий является смена эпидемических конституций атмосферы, зависящих от климатических условий. При определенных условиях, считали миазматики, «вредоносное начало»- миазмы размножаются в почве, выделяются в воздух и заражают людей. Ярым сторонником миазматиков был отец английской медицины Томас Сиденгам (1624-1689 гг), давший описание многим инфекционным заболеваниям. Болезнь он рассматривал как борьбу организма с проникшим в него вредоносным началом. Эпидемии он объяснял, как результат скрытых и необъяснимых изменений воздуха, заражающих человеческий организм.

    Другую точку зрения высказывали контагионисты. Они связывали болезнь с размножением в теле больного и выделением наружу особых живых организмов, называемых «контагиями«.

    Это был прогрессивный взгляд и выразителем его был русский врач Данила Самойлович (1744-1805), прославившийся в борьбе с чумой. Несмотря на то, что найти контагию, вызывающую чуму ему не удалось, он впервые рекомендовал иммунизацию материалом, взятым из чумного бубона, чтобы вызвать легкую форму заболевания и создать таким образом защиту от чумы.

    Впоследствии английский ученый Джоннер предложил прививку от натуральной оспы.

    Однако только с интенсивным развитием бактериологии во второй половине XIX в, связанной с такими именами как Пастер, Мечников, Кох, произошло утверждение эпидемиологии, как науки о заразных болезнях. В то же время Эрисман указал на роль социальных факторов, благоприятствующих развитию заразных болезней.

    Накопление сведений по эпидемиологии привело к развитию системы борьбы с инфекционными заболеваниями. И в 1864 и 1867 гг в Одессе и Петербурге создаются первые дезинфекционные станции. Первая лаборатория по производству и применению антирабической вакцины в России организована Мечниковым и Гамалей в 1886 г в Одессе. Позднее «пастеровские станции» появились в Петербурге, Москве, Самаре.

    В 1913 г в Батуми открыта противомалярийная станция. В 1922 г в России создана первая кафедра эпидемиологии ученым Заболотным.

    Проверкой для организованной системы противоэпидемических мероприятий было ВОВ, когда несмотря ни на что удалось избежать распространения инфекционных заболеваний.

    Дальнейшее развитие эпидемиологии как науки дало не только возможность разработки вопросов возникновения и профилактики инфекционных заболеваний, но и разработки теоретических основ этой науки, разработки современных эпидемиологических концепций.

    Основные этапы развития эпидемиологии злокачественных опухолей

    Эпидемиология злокачественных опухолей прошла в своем развитии три основных этапа: описательный, аналитический и интегративный.

    Каждому этапу свойственны определенные приемы сбора и обработки информации, конкретные методы познания, формы выражения научных знаний и возможности исследований (Табл. 1.2.5.3).

    Таблица 1.2.5.3. Основные этапы и характеристики эпидемиологических исследований

    Описательная эпидемиология

    Отправным в эпидемиологических исследованиях злокачественных опухолей является статистический учет заболеваемости и смертности населения. Отнесение полученных данных к определенным территориям позволяет изучить уровни заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей в различных странах и выявить таким образом особенности их географического распространения.

    Этот этап эпидемиологических исследований известен в отечественной и зарубежной литературе как описательная эпидемиология. На этом уровне познания зависимости здоровья людей от различных факторов широко применяются такие методы, как наблюдение, описание, измерение, сравнение.

    Наблюдение уровней заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей как систематическое целенаправленное восприятие объективной реальности является одной из задач эпидемиологических исследований. Оно дает нам в форме совокупности эмпирических статистических показателей первоначальную информацию о распространении раковых заболеваний на изучаемых территориях и в группах населения.

    История развития эпидемиологических исследований свидетельствует, что ее достижения в значительной степени были обусловлены успехами различных отраслей онкологии, прежде всего учением о химическом канцерогенезе, данными вирусологии, иммунологии и генетики рака. В то же время истоками теории химического канцерогенеза, генетических, иммунологических исследований и вирусологии рака в определенной степени явились эпидемиологические исследования злокачественных опухолей.

    Наблюдаемые уровни показателей заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей сами по себе, без соответствующих обобщений, вытекающих из них, не так уж ценны. Конечная цель наблюдений — это получение определенных обобщений, выделение тенденций и закономерностей изменения структуры и уровней онкологической заболеваемости, обоснование научных гипотез.

    Описательные эпидемиологические исследования изучают распространение злокачественных опухолей в различных популяциях человека, концентрацию случаев заболеваний раком во времени и пространстве. Следует отметить, что заболевания злокачественными новообразованиями рассматриваются не только как процесс, происходящий во времени, который является важным параметром, но и как результат изменений в жизни в целом под влиянием многих факторов.

    На описательном этапе эпидемиологических исследований рака в качестве формы выражения знаний широко используются абсолютные и относительные величины, стандартизованные показатели, средние величины, графические изображения, в которых фиксируется состояние изучаемого явления.

    На этом этапе исследований познаются внешние стороны изучаемых свойств, связей, отношений, выделяются отдельные факторы, которые могут иметь определенное отношение к возникновению злокачественных опухолей. Здесь характерны первичная количественная обработка эмпирического материала, выделение чисто феноменологических зависимостей.

    Возможности такого рода исследований исчерпываются классификацией эмпирической информации (научных фактов, статистических данных и так далее) о распространении злокачественных опухолей в конкретных группах населения на различных территориях, на основе которой формируются гипотезы, устанавливаются эмпирические закономерности.

    Однако знание величины показателей заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей, их тенденций во времени и особенностей географического распространения не дает нам полного представления о причинах неравномерного распространения этих заболеваний и широкой вариабельности показателей.

    Описание, являясь одной из форм обобщения знаний, никогда не исчерпывает всех сторон изучаемых явлений. Эти сведения можно получить при изучении эпидемиологии отдельных случаев заболеваемости злокачественными новообразованиями, для чего необходим тщательный анализ условий жизни больных, их производственной деятельности, климатических условий, особенностей питания, образа жизни, различных привычек, генетического фона и других факторов.

    Таким образом, изучение особенностей распространения злокачественных опухолей, проводимых на уровне описательной эпидемиологии, позволяет высказать ряд рабочих гипотез, проверка которых осуществляется с помощью аналитических исследований.

    Аналитическая эпидемиология

    Для проникновения вглубь изучаемого явления необходимы его расчленение и дифференциация, изучение «исходных элементов», внутренняя структура которых не представляет интереса для данного исследования.

    Задача решается с помощью одного из методов познания — научного анализа, который позволяет выявлять специфические зависимости одних конкретных характеристик от других, выяснять их качественные и количественные особенности. Анализ, как классический метод познания, признает единственно возможным и осуществимым путь расчленения целого на части, выделение отдельных факторов и тщательное их изучение.

    Поскольку на аналитическом уровне эпидемиологических исследований стремятся проникнуть вглубь изучаемого явления, здесь, в отличие от описательных исследований, нет необходимости в полном учете всех случаев заболеваний злокачественными опухолями, то есть для аналитических исследований характерно применение выборочного метода.

    Применение выборочного метода в аналитических эпидемиологических исследованиях обусловлено несколькими причинами. Его можно провести быстрее сплошного; для его осуществления требуется меньше специально обученных работников, что значительно уменьшает неподдающиеся точной количественной оценке ошибки регистрации, искажающие полученные данные; при нем можно осуществить по более обширной программе глубокое и всестороннее обследование, чем при сплошном наблюдении.

    Нужно заметить, что, проводя аналитические исследования, требуется определить достаточное число наблюдений, строго руководствуясь теорией выборочных исследований с учетом специфики рассматриваемого явления и избранного метода обработки информации.

    Основой аналитических исследований эпидемиологии злокачественных опухолей является сопоставление данных о больных определенным видом новообразования и о группах населения, среди которых они выявлены, в соответствии с тем, подвергаются они воздействию изучаемых факторов или нет.

    Существуют два вида аналитических исследований злокачественных новообразований: ретроспективный или «исследование истории заболевания» (отбор пораженных и непораженных) и ретроспективный или «когортное исследование» (отбор подвергающихся или неподвергающихся какому-либо воздействию).

    Ретроспективное исследование обычно применяется, когда необходимо при минимальных затратах времени и средств проверить несколько гипотез, предложенных для объяснения связи возникновения злокачественных новообразований с какими-либо факторами. Оно позволяет изучать возможные причины заболевания для группы лиц с определенным видом злокачественного новообразования.

    Ретроспективное исследование направлено от свершившегося события (заболевания) к возможным его причинам и осуществляется путем сопоставления частоты изучаемых факторов у больных злокачественными опухолями и здоровых людей (контрольная группа), case-control.

    Сбор онкоэпидемиологической информации о больных раком и лиц контрольной группы обычно осуществляется методом опроса, клинического обследования, а также изучения специальной медицинской и другой документации, при этом каждая единица наблюдения характеризуется большим количеством признаков, достигающих десятков и сотен.

    Собранные данные регистрируются в специальных картах обследования, приспособленных для обработки информации на ЭВМ по определенным стандартным или оригинальным программам.

    Проспективное эпидемиологическое исследование основывается на изучении частоты возникновения злокачественных новообразований в группах, подверженных и неподверженных действию каких-либо факторов, то есть исследование направлено от предполагаемой причины к заболеванию.

    Суть проспективных эпидемиологических исследований заключается в установлении свойств (особенностей), присущих определенной группе людей и в выявлении в течение ряда лет последствий этих свойств, зависимости показателей заболеваемости или смертности в этих группах от тех или иных факторов и их комплексов.

    Эти исследования, по сравнению с ретроспективными, дают весомые доказательства причинно-следственных связей, однако они имеют один существенный недостаток — более трудоемки и требуют значительных затрат времени и средств.

    На аналитическом этапе онкоэпидемиологических исследований ведущими методами познания являются научный анализ, абстрагирование, сравнение, измерение, эксперимент.

    В процессе анализа роли отдельных факторов в возникновении злокачественных новообразований исследователь абстрагируется от несущественных свойств, связей с одновременным выделением одной или нескольких интересующих его сторон изучаемого явления.

    При этом здесь широко применяется такой вид абстракции как отождествление, когда происходит объединение в одну группу раковых больных (опытная группа), отвлечение от индивидуальных свойств каждого человека. Аналогично обстоит дело и с группой здоровых людей (контрольная группа).

    Сравнение частоты отдельных факторов среди группы больных злокачественными опухолями (ретроспективное исследование) или частоты возникновения заболеваний в группах подверженных и неподверженных воздействию каких-либо факторов (проспективное исследование) дает возможность указать на наличие причинно-следственных связей между изучаемыми факторами и заболеванием.

    Поскольку методы ретроспективных эпидемиологических исследований устанавливают лишь статистическую связь между конкретными факторами внешней и внутренней среды и болезнью, одной из задач проспективной эпидемиологии рака является экспериментальное доказательство этой связи.

    Эксперименту как методу познания в эпидемиологических исследованиях придается более широкий смысл. Проведение любых мероприятий по охране здоровья, основанных на данных по этиологии злокачественных опухолей, рассматривается как эксперимент, в котором проверяется ценность этих данных.

    Окончательное доказательство тому, что определенные факторы являются причиной рака человека, может быть получено только в результате длительного наблюдения за изменением заболеваемости после устранения влияния этих факторов.

    В качестве формы выражения знания на аналитическом этапе эпидемиологических исследований применяются показатели соответствия, коэффициенты корреляции и регрессии, дисперсионный анализ и другие методы установления статистических зависимостей, указывающих на специфические связи конкретных факторов и изучаемых явлений.

    В процессе проведения аналитических исследований происходит выделение наиболее информативных факторов и, что особенно важно, комплексов специфических факторов, ответственных за возникновение злокачественных опухолей. В этом заключается важная отличительная особенность познавательных возможностей аналитического этапа эпидемиологических исследований.

    Изучение отдельных факторов условий труда, быта, наследственности и других, хотя и имеет большое познавательное и практическое значение, никогда не исчерпывает всех сторон явлений и обстоятельств изучаемого явления, не дает полного представления о причинах особенностей распространения раковых заболеваний.

    Например, многочисленными исследованиями установлено, что рак легкого чаще встречается у курящих табак, чем у некурящих. Но почему у одних злостных курильщиков табака возникают злокачественные опухоли, а у других нет? На этот вопрос классические методы изучения эпидемиологии рака не дают ответа.

    В этих условиях усиливается потребность в обобщающих методиках, ибо подлинная научная теория всегда характеризуется синтетичностью. Диалектика развития эпидемиологии злокачественных опухолей требует не задерживаться на этапе анализа, а сочетать его с синтетическим подходом.

    Переход эпидемиологии злокачественных опухолей как науки аналитической к науке синтетической является результатом все более ясного понимания того факта, что каждое явление может быть понято тем глубже, чем в большем количестве связей оно рассматривается.

    Таким образом, попытка объяснить многие факты, накопленные человечеством о причинах развития ракового заболевания, предполагает новый интегративный (синтетический) этап развития эпидемиологических исследований.

    В ходе эпидемиологических исследований явственно выдвигается проблема определения взаимосвязи и взаимозависимости отдельных факторов и их комплексов, участвующих в развитии заболевания. Речь идет об онкоэпидемиологических ситуациях, а не об изолированных факторах.

    Интегративный этап эпидемиологических исследований

    На интегративном этапе эпидемиологических исследований рака применяется системный подход, предполагающий переход к таким методам познания, как идеализация, формализация, логико-математические и кибернетические методы, аксиоматические построения, моделирование.

    Научные знания при интегративных исследованиях выражаются в виде идеализированных объектов — моделей (абстрактно-логических, кибернетических, математических).

    Развитие интегративного этапа эпидемиологических исследований рака в нашей стране в значительной мере связано с применением теории распознавания образов, в частности одного из ее методов — метода «обобщенного портрета».

    Исследования, проводимые на интегративном уровне, позволяют установить значимость каждого из изучаемых факторов и их комплексов в возникновении заболевания при их взаимосвязи и взаимном влиянии, в том числе определить роль социально-гигиенических факторов, являющихся наиболее важными в решении любой медицинской проблемы.

    Идеализация объекта (модель) дает возможность представить свойства, интересующие исследователя в чистом виде, моделировать конкретные онкоэпидемиологические ситуации в пределах выбранной системы факторов. Но главным их достоинством является получение принципиально новых знаний и использование их для дальнейшего изучения причин рака.

    Таким образом, эпидемиология злокачественных опухолей имеет богатый материал в виде научных фактов, являющихся фундаментом научного познания. Описательные исследования в онкоэпидемиологии есть начало в обобщении знаний о причинах опухолевого роста. Основная функция аналитических исследований заключается в группировке и систематизации научных фактов. Главная цель интегративных исследований — в синтезе знаний, в установлении связей между фактами.

    В своем историческом развитии эпидемиология злокачественных опухолей непрерывно переоснащается новыми методами исследований, причем на той или иной ступени некоторые из них становятся доминирующими, определяющими специфику знания, полученного с их помощью.

    Эпидемиологические данные показали, что состояние здоровья населения, возникновение раковых заболеваний зависит от многих факторов. Сюда относятся условия труда и быта, природно-климатические факторы, состояние лечебно-профилактической помощи, индивидуальные наследственные особенности организма человека.

    Все эти факторы на фоне общих социально-экономических условий, связанных с общественным строем, имеют определенную значимость и формируют конкретные комплексы, системы, онкоэпидемиологические ситуации.

    Эпидемиология злокачественных опухолей значительно обогащает свой научный арсенал сведениями из экспериментальной онкологии. В программы эпидемиологических исследований все шире включаются вопросы, связанные с особенностями питания, условиями труда, природными факторами, наследственностью, иммунологическим статусом, вирусными инфекциями и пр.

    Эпидемиологические исследования получают свое дальнейшее развитие, черпая информацию из экспериментальной онкологии, которая, в свою очередь, получает от эпидемиологии новые данные для проверки гипотез о возникновении злокачественных опухолей.

    Особенностью современной эпидемиологии злокачественных опухолей является проблема обобщения научного знания по этиологии заболевания и усиление ее связи с практическим здравоохранением. Она превращается в непосредственную профилактическую дисциплину, дает выход в практику организации противораковой борьбы.

    Новиков Г.А., Чиссов В.И., Модников О.П.

    Читайте также:  Детский эндокринолог в клинике Скандинавия, цены, запись на прием
Ссылка на основную публикацию
ЭНТЕРОФУРИЛ капсулы — инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания — Здоровье
ЭНТЕРОФУРИЛ Клинико-фармакологическая группа Действующее вещество Форма выпуска, состав и упаковка ◊ Капсулы твердые желатиновые, размер №2, непрозрачные, желтого цвета; содержимое...
Эндоскопическая подтяжка лба Пластический хирург Кудинова
Эндоскопическая подтяжка верхней трети лица Говорят, что глаза – зеркало души. Но вместе с тем это и зеркало возраста –...
Эндоскопическая хирургия позвоночника
Методика TES SYS – Трансфораминальная Эндоскопическая Система joimax® – это один из ведущих разработчиков систем для минимально инвазивной эндоскопической спинальной...
Энтерофурил после антибиотиков и с другими препаратами энтерол, энтеросгель, полисорб и аципол
Энтерофурил - антибактериальное лекарственное средство ЖКТ, как и весь организм, это тонко организованная система, и порой ему приходится нелегко. Не...
Adblock detector