Эмпатия как признак человечности

Эмпатия: то, что делает нас людьми

Евгения Чернышёва 27 октября 2017

Представьте, что ваш лучший друг случайно ударил себя молотком по большому пальцу руки. Представили? И наверняка физически ощутили щемящую боль в том же месте. Или вообразите голос смеющегося человека. Вы не знаете, над чем он так потешается, но все равно невольно улыбаетесь — вам тоже весело. Как нам удается оказаться в «чужой шкуре» и ощущать то, что в данный момент чувствуют другие? Что это: сопереживание, причастность, сострадание? Скорее, эмпатия. Это явление, которое психологи и физиологи изучают уже больше века, но до сих пор не могут точно сказать, что она за зверь такой, что вполне типично для науки. А мы попытаемся понять, как все начиналось, чем продолжилось и что в тренде сейчас.

О первых попытках разобраться

Эмпатию стали изучать в начале прошлого века, и первое научное определение ей придумал американский психолог Эдвард Титченер, объединив два понятия: английское «симпатия» и немецкое «вчувствование». На обыденном уровне эмпатией стали называть сильное чувство сопереживания другому существу, при котором его чувства и эмоции воспринимаются как свои собственные.

Сейчас определений существуют сотни, и каждая область знаний трактует эмпатию по-своему.

Психиатр и автор книги «Наука об эмпатии и эмпатах» Джудит Орлофф говорит еще о четырех возможных объяснениях эмпатии. Одно из них — наша способность к синестезии. Иногда наши чувства как бы сдваиваются, и, к примеру, слушая Шопена, мы видим определенные цвета или ощущаем запахи. То же самое происходит с восприятием состояния другого человека: мы видим, как он плачет, вспоминаем, из-за чего когда-то плакали сами, и на глаза наворачиваются слезы.

На протяжении последних десятилетий интерес к явлению стали проявлять нейробиологи. Они пытаются объяснить, что происходит с нашим мозгом во время процесса «вчувствования», и выдвигают теорию о зеркальных нейронах — клетках мозга, которые способны отражать чужие эмоции, погружая нас в состояние другого человека. У этой идеи много сторонников и не меньше противников, но суть остается прежней: эмпатия — это некая невидимая связь между особями одного вида, которая помогает им сосуществовать в этом большом и жестоком мире.

О видах эмпатии

К счастью, все ученые сошлись на том, что эмпатию можно условно разделить на два типа: когнитивную и эмоциональную. Первая завязана на наше умение «залезать в чужую обувь» силой мысли. Скажем, вашему другу предложили две работы, и ему нужно выбрать одну из них. Чтобы помочь, вы попытаетесь начать мыслить как он и будете опираться именно на его, а не свою жизненную ситуацию.

Вторая, эмоциональная, эмпатия возникает на чувственном уровне. Нам сложно ее объяснить, мы не можем ее контролировать. Плачущие дети, умирающие от смеха взрослые редко оставляют нас равнодушными, даже если это совершенно незнакомые нам люди. Здесь же стоит сделать оговорку и сказать, что эмоциональную эмпатию мы испытываем с разной силой, и зависит она… Пока непонятно от чего.

Но однозначно на способность понимать окружающих людей влияет наш образ жизни.

Как развивать в себе эмпатию

Но эти же гаджеты могут нам и помочь. Попробуйте забить слово «empathy» в поисковике PlayMarket или AppStore, и вы обнаружите не один десяток приложений для развития коммуникативных навыков и чувствительности. Как правило, они работают на основе push-up уведомлений с полезными советами, тестов, форумов, а еще упражнений типа «определи эмоцию по селфи» или «угадай, в каком настроении человек, по смайликам, которые он отправил тебе сегодня».

Это все, конечно, шутки ради. Но есть и более продвинутые способы сделать себя лучше. Например, технология M-Pathic-VR разработана учеными из Мичиганского университета специально, чтобы научить молодых врачей сообщать печальные новости родственникам пострадавших. Суть ее заключается в том, что вы разговариваете с виртуальными девушками Делми и Робин, которые тщательно изучают ваше невербальное поведение и в конце общения дают подробную оценку каждому из аспектов коммуникации. А японские айтишники в 2015 г. создали робота-эмпата по имени Пеппер. Он распознает человеческие эмоции по выражению лица, словам и языку тела и в зависимости от этого корректирует свое поведение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эмпатия титченер

Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, понять его таким, каков он есть, проникнуться его радостями и печалями. В психологии эти важнейшие характеристики человека обобщены в понятии «эмпатия». В силу своей неизменной актуальности проблема сострадания, сочувствия привлекала внимание людей с давних пор.

Древнегреческие стоики утверждали, что существует некая духовная общность между людьми, благодаря которой они сочувствуют друг другу. В Древней Греции сострадание почиталось столь высоко, что в честь него был воздвигнут алтарь. В древнем Китае сочувствие было внесено в реестр основных добродетелей человека.

И в древнегреческой, и в европейской философии отзывчивость на чувства и эмоциональные переживания других людей называли понятием «симпатия»: от греческого «pathos» («чувство»), приставка «syn» означала «с», т.е. чувствовать с кем-то, сочувствовать. Наряду со словом «симпатия» в греческом языке употреблялось «эмпатейя» — «чувствовать в», вчувствоваться.

У философов и этиков прошлого века понятие «симпатия» означало и сочувствие реакции, и чувство общности людей между собой, и переживание человеком своего единства с природой. В этических системах А. Смита, Г.Спенсера, А.Шопенгауэра симпатия выступала как основа совести, справедливости, альтруизма.

В прошлом веке немецкий философ и психолог Т. Липпс создал теорию познания человеком живых и неживых объектов (объектов природы, произведений искусства). Липпс полагал, что, познавая, человек «вчувствуется» в познаваемый объект; воспринимая его, он находит нечто общее между собой и объектом, и объект открывает человеку свою сущность [11]. Вчувствование как составная часть входит в процесс понимания искусства, природы и человека. В начале XX века теория вчувствования Липпса распространилась в англоязычных странах. В это время в научной психологии и появился сам термин «эмпа-тия», которым Э. Титченер перевел немецкое слово «einfuhlung» («вчувствоваться в») [21].

Среди исследователей эмпатии до сих пор существуют расхождения во мнениях относительно автора, впервые употребившего данный термин. Опираясь на хронологические исследования, можно предположить, что приоритет принадлежит Т. Липпсу, который разграничил понятия «симпатия» и «эмпатия» [11].

Однако в других источниках авторство закреплено за Э. Титченером, который обобщил идеи симпатии и вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Э. Титченер относил эмпатию к разряду сложных чувств, в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия [21]. К настоящему моменту в мировой психологии существует достаточно много литературных источников по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии. Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению.

Исходные теоретические основы исследования феномена эмпатии изложены в трудах представителей субъективно-идеалистической психологии — Т. Липпса, А. Бена, Т. Рибо. Впоследствии проблемам эмпатии уделялось значительное внимание в трудах таких западных психологов, как В. Ли, Г. Лотце, У. Макдауголл, Р. Фишер и др. [18].

Т. Липпс исследовал эмпатическую перцепцию в процессе познания и ориентировку в своих собственных отношениях как основу для отражения мира вещей, ставя при этом акцент на выделении внутренней связи и единства в субъект-объектных отношениях. В концепции Т. Липпса процесс межличностного познания основывается на механизмах проекции психологических свойств субъекта на воспринимаемую реальность, а познание «жизненных проявлений» других людей является своеобразной формой умственной активности. Поскольку такой уровень знаний невозможно приобрести на основе только чувственного восприятия, необходимо внутреннее переживание воспринимаемого содержания [12].

Читайте также:  Электронная библиотека ДВГМУ НАРУШЕНИЕ КАРДИОВАСКУЛЯРНОГО РЕФЛЕКСА — ПРИЧИНА ПЕРВИЧНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ

А. Беном, другим представителем интроспективной психологии, внесен значительный вклад в психологизацию понятия «эмпатия». А. Бен рассматривал ее в качестве разновидности эмоциональных явлений, отмечая, что человек не в состоянии симпатизировать переживаниям, выходящим за пределы эмоциональной памяти и индивидуального эмоционального опыта [19]. Анализируя условия, лежащие в основе возникновения симпатии, А. Бен фокусировал внимание на предварительном знакомстве субъекта с воспринимаемыми переживаниями, на положительной установке к объекту эмпатии, информативности вербальных и невербальных средств коммуникации, индивидуальных различиях эмоциональной сензитивности. Анализируя онтогенетический процесс развития чувственной сферы человека, Т. Рибо сопоставлял симпатию (или эмпатию) с развитием свойств, в которые входят интеллектуальные «элементы чувствований», основанные на единстве представлений, позволяющих согласовывать чувства и поступки [15, с.206].

Итак, сторонники субъективного идеализма выделили аспекты эмпатии в процессе познания и восприятия окружающей действительности, определили место эмпатии в интра- и интерпсихических проявлениях личности, поставили проблему обратной связи в субъект-объектных отношениях. Вместе с тем, механистический подход к инстинктивному проецированию эмпатии на воспринимаемую человеком реальность не раскрывает природу эмпатии как психического явления и опускает функциональный аспект эмпатического взаимодействия. Бихевиористическая концепция представила феномен эмпатии в виде специфической эмоциональной реакции на воздействие социальной среды без значимой нагрузки психических состояний субъекта [22; 23].

Сторонники этого направления считают, что в межличностном взаимодействии обобщенные «подкрепители» (внимание, уважение, одобрение других) имеют существенное значение.

Так, в исследованиях М.Л. Хоффмана, американского психолога, эмпатия рассматривается как аффект человека, наблюдающего за состоянием другого; при этом внимание исследователя акцентируется на познавательном компоненте эмпатии и различных аспектах эмпатического взаимодействия. По мнению М.Л. Хоффмана, в основе социального научения лежит теория замещающего переживания, в основу которой положены факты, подтверждающие, что научение через сопереживание не менее эффективно, чем непосредственное наказание виновника за совершенное действие [23]. При этом, по мнению автора, важное преимущество достигается воображаемым характером эмпатического возбуждения («as if» — если бы). Хоффман полагает, что воспринимаемая информация может вызвать идентичные переживания у объекта и субъекта эмпатии, что все люди имеют одинаковую нервную систему и подвергаются сходным аффективным воздействиям в ходе социализации. Такое рассмотрение природы эмпатии полностью отрицает индивидуальные особенности процессов восприятия и способов переработки информации.

М. Аргайл, представитель английской необихевиористической школы, рассматривает следующие факторы, обусловливающие эмпатию: способность принимать роли, межличностную мотивацию и наличие данного переживания в эмоциональной памяти эмпатизирующего [22].

Несомненным достоинством концепции бихевиористов является выделение интерактивного аспекта эмпатии. Основные положения этой концепции состоят в том, что:

а) научение происходит через чувственную сферу, т.е. через сопереживание, а возрастные характеристики лишь ограничивают объем и качество выучиваемого материала;

б) научение совершается через подражание, чувствительность к соответствующей информации, тонкую дифференциацию окружающего мира с его подкрепляющими возможностями;

в) научение через сопереживание происходит не менее успешно, чем посредством упражнений (концепция замещающего переживания).

В психоанализе и неопсихоаналитических концепциях имеются описательные сведения о различных аспектах эмпатии; феномен эмпатии рассматривается с точки зрения взаимосвязи аффективных и когнитивных процессов (З. Фрейд, К. Юнг, Е. Блейер, Э. Фромм, Г.С. Салливен, К. Хорни, Т. Рейк).

З. Фрейд отмечает значение эмпатии в ходе социализации личности, выделяя в эмпатическом процессе, прежде всего, его имитационную природу, связывая подражательные механизмы с идентификацией. От идентификации «через подражание идет путь к вживанию, т.е. к пониманию того механизма, который вообще делает возможным нашу позицию по отношению к чужой психической жизни» [19, с.38]. Идентификацию З. Фрейд считает самой ранней и самой первоначальной формой эмоциональной связи с другим лицом, в связи с чем идентификация выступает основным структурным компонентом социализации. Он считал ее бессознательной имитацией поведения взрослых ребенком, позволяющей ему осваивать нравственные нормы общества.

Особое внимание в классическом психоанализе уделено альтруистическим чувствам, представленным как вынужденная форма поведения человека в противоположность биологически заданным бессознательным влечениям к агрессии и разрушению с сопутствующим им эмоциональным насыщением. Подобная амбивалентность чувств, по мнению З. Фрейда, приводит к внутренним противоречиям; при отождествлении себя с другими эти эмоции могут вытесняться, подавляться или сверхкомпенсироваться. Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З. Фрейдом в 1905 году в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному». Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным» [19, с.67]. Современник З. Фрейда Е. Блейер рассматривал феномен эмпатии под термином «синтония», подразумевая «инстинктивное созвучие с окружающей средой». Эмоциональная сонастроенность представлялась иррациональным и вне-интеллектуальным способом познания социального [28].

К. Юнг понимал эмпатию как «интроекцию объекта, основанную на бессознательной проекции субъектных содержаний» [16, с.243]. Эмпатия, по мнению К. Юнга, предполагает субъективное отношение доверия или уверенности в объекте. Это готовность встретить объект на полпути, субъективная ассимиляция, приводящая к хорошему пониманию между субъектом и объектом или, по крайней мере, изображающая таковое. В противоположность абстракции, ассоциирующейся с интроверсией, эмпатия у К. Юнга соответствует экстравертиро-ванной установке: «Человек с установкой на эмпатию обнаруживает себя в мире, нуждается в его субъективном чувстве, с тем, чтобы иметь жизнь и душу. Он доверчиво наделяет его своим воодушевлением» [16, с.243].

Э. Фромм, Г. Салливен, К. Хорни, Т. Рейк — представители неопсихоанализа -рассматривают эмпатию в виде чисто эмоционального явления [17; 20].

По мнению Э. Фромма, любовь является внутренне присущей человеку сущностью, то есть генетически врожденной потребностью. Э. Фромм анализирует различные формы высших чувств (заботу, ответственность, уважение, заинтересованность), которые, по существу, отражают разные стороны высших форм эмпатии. Однако при этом исследователь терминологически не обращается к феномену эмпатии [20; 21].

Аналогичная позиция отражена в концепции представителя неопсихоаналитической школы Т. Рейка, понимающего любовь как эмоциональное единство партнеров, как растворение личностных границ в интенсивном сопереживании положительных и отрицательных эмоций [23]. Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М. Лейбина [16] и других аналогичных изданиях. Важно, что в них подчеркивается сохранение объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека в эмпатиче-ском процессе. Так, В.М. Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем, эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным к внутреннему миру другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии» [10, с.16].

Итак, психоаналитические концепции рассматривают:

а) приоритетное значение бессознательного в проявлении эмоциональных форм поведения на основе имитационной идентификации;

б) идентификацию как первоначальную форму эмоциональной связи, оказывающую влияние на формирование психодинамической структуры и стиля поведения человека в зрелом возрасте;

в) стремление к удовольствию и счастью как проявление бессознательного, сильных мотивов и потребностей, среди которых особенно важны половые и агрессивные побуждения [19].

В основе теоретических положений классиков гуманистического направления А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла лежат процессы такого восприятия и такой категоризации окружающего мира, в которых перцептивные образы являются важнейшими детерминантами поступков [11; 15; 18]. При этом важно, как человек видит и интерпретирует события, определяет их и на них реагирует. Общим, объединяющим является допущение тенденции личности к самоактуализации, к сохранению и обогащению своего опыта.

Согласно А. Маслоу, хороший психотерапевт способствует самоактуализации личности на основе помощи, оказываемой клиенту в «распознавании им самого себя» [14; 19]. В. Франкл рассматривает «соприсутствие одного человека другому человеку как таковому» и отмечает необходимость восприятия «инаковости» другого человека с любовью [19, с. 16]. При этом любовь понимается В. Франклом как признание права другого человека на индивидуальный способ существования. Новый импульс к развитию представлений об эмпатии был дан К. Роджерсом. Эмпатия стала обсуждаться не только в контексте психотерапии (через клиентоцентрированный подход К. Роджерса) [15], но и в сфере реальной человеческой практики, педагогическом процессе, семейной жизни и т.п. К. Роджерс определял эмпатию как способ существования с другим человеком. Этот способ «подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома»» [17, с.236].

Читайте также:  Имудон - 11 аналогов дешевле по цене

К. Роджерсу, много исследований посвятившему проблеме эмпатии, принадлежит несколько определений, сделанных в различных публикациях в разное время. Они не противоречат друг другу, но выявляют различные оттенки эмпатических характеристик. Нам же чрезвычайно интересно и поучительно прикоснуться к «лаборатории мысли» великого психолога. В ходе систематизированного изложения своих взглядов, в 1959 году, К. Роджерс предложил одно из определений эмпатии. Оно заключалось в следующем: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость и боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» [17, с.236].

Эмпатия — что это такое? Определение, виды и уровни

Поговорим о понятии эмпатия, что это такое? Простыми словами в психологии, понятными для обычных людей, без сложных терминов и заумных выражений. Без эмпатии общение было бы очень сложным. У некоторых людей она отсутствует и иногда это становится проблемой, ведь умение сопереживать – очень важное свойство, которое есть даже у животных.

Об этом и пойдёт речь: как разобраться в себе, оценить уровень своей эмпатии и понять, насколько это качество полезно для жизни.

Что такое эмпатия в психологии

Впервые на выбранное качество обратил внимание Э.Титченер, психолог из Америки. Что такое эмпатия определение в психологии по мнению Титченера:

�� Эмпатия — это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью. Умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека. Эмпатичность заложена природой и есть почти у всех. В качестве примера можно привести связь матери и ребёнка. Они обладают глубокой эмоциональной связью и остро реагируют на смену настроения друг у друга.

► Самая банальная процедура, такая как прививка, может вызвать истерику не только у малыша, но и у его взрослой мамы. Первое посещение детского сада, пребывание с чужими людьми, родители переживают даже острее, чем их дети. Этот механизм особенно хорошо работает с близкими людьми, родственниками и друзьями. Чувства постороннего и далёкого человека не имеют такого значения и эмпатия в этом случае приглушается.

► Эмпатичный человек остро реагирует не только на события, происходящие в настоящем времени. Он способен сопереживать героям художественных произведений, рыдая и хохоча в обнимку с книгой или при посещении киносеанса. Эмпатичный человек — это, можно сказать, нормальный индивидуум. Ведь умение сопереживать связано с эволюцией всего человечества. Некоторые психические заболевания и особенности (например, аутизм) характеризуются неумением считывать и понимать эмоции окружающих людей.

► Эмпатия в психологии – отдельная область, которая всё ещё изучается. При том, что эмпат — это человек, который понимает эмоции других, он может не только сочувствовать, но и манипулировать ими. Эмпатов разделяют на два вида – тех, кто считывает эмоции и сохраняет холодный рассудок и тех, кто очень остро ощущает чужую боль и радость, теряя самообладание.

Есть и такие, кто находится посередине между двумя крайностями, и именно они взяты за эталон человечности. О таких людях и пойдёт речь в статье. О тех, кто умеет сопереживать, но не стремится использовать эмоции других в своих интересах.

На какие виды делится эмпатия

Виды эмпатии в психологии – классификация, принятая в науке об эмоциях. Согласно ей можно понять, какая бывает эмпатия.

Когнитивная эмпатия

▪️ Когнитивная эмпатия — это умение не просто сопереживать, но и анализировать поступки, сопоставлять их с действиями объекта. При такой форме ощущения эмпата основаны на собственных переживаниях в прошлом и полученном опыте. Он считывает эмоции, опираясь на мимику, жесты, выражение глаз, интонацию. Когнитивная эмпатия способствует личному общению и построению деловых отношений через понимание личности собеседника.

Эмоциональная эмпатия

▪️ С точки зрения науки, эмоциональная эмпатия — это глубокое погружение в личность собеседника с полной или частичной потерей самообладания. Эмоциональные эмпаты имеют особое строение нервной системы, они способны проецировать боль и радость окружающих на себя, ощущая их так же остро, как и те, кто их источает. Это качество чревато стрессами, нервными срывами и эмоциональной нестабильностью. Такой человек способен потерять покой на длительное время от любой плохой новости в мире.

Предикативная эмпатия

▪️ Третий вид называется предикативная эмпатия — это умение предугадывать чужую реакцию. Человек способен предвидеть, как поведёт себя собеседник в той или иной ситуации. Предикативно развитый эмпат не только понимает, что происходит с окружающими, он делает это осознанно, понимая мотивы их поведения. Поэтому старается вести себя тактично, не нарушая чужое личное пространство и психологический комфорт. У одного человека могут быть разные виды эмпатии одновременно. Бывает и наоборот – индивидуум совершенно не понимает настроение других, со всеми вытекающими последствиями.

Уровни эмпатии в психологии

Чтобы узнать, насколько человек способен к сопереживанию, используют тесты. Такая диагностика уровня эмпатии помогает лучше понять личность. Особенно чувствительным людям самим нужна помощь и диагностика в этом случае является полезным инструментом. Уровни эмпатического взаимодействия вычисляются с помощью перечня вопросов, на которые отвечает тестируемый. Чаще всего используют метод И.Юсупова или А.Меграбяна.

Высокий уровень

По итогам теста некоторые индивидуумы имеют высокий уровень эмпатии — это природная способность ощущать эмоции других лучше, чем собственные. Таким свойством обладают единицы. Высокоразвитые эмпаты проецируют чужие проблемы на себя, травмируя собственную психику.

Высокий уровень эмпатии характеризуется великодушием, душевностью, умением прощать обиды. Эти достоинства становятся недостатками, когда ими начинают пользоваться окружающие. Коллеги, родственники склонны паразитировать на мягком характере, а мошенники выбирают эмпатов в качестве лёгкой жертвы.

Высокая эмпатия не приемлет оскорбительного поведения по отношению к другому, индивидуум всегда тактичен и избегает болезненных тем, равно как и не проявляет излишнего любопытства. Высокая степень эмпатии присуща натурам творческим, обладающим богатым внутренним миром и воображением. Душевное равновесие таких людей очень шаткое, настроение переменчиво. Повышенная эмпатия ощутимо портит жизнь своего обладателя.

Средний уровень

Согласно классификации, средний уровень эмпатии — это свойство, которое есть у большинства людей. Невзирая на социальный статус и профессию, люди способны проявлять признаки эмпатии:

☑️ Умение «слышать» собеседника, стремление понимать;

☑️ Способность поставить себя на место другого человека, вообразить его эмоции как положительные, так и отрицательные. Особенно это касается таких ситуаций, как потеря близкого человека или радость от рождения ребёнка;

☑️ Понимание страданий других и способность им сопереживать.

Средний уровень эмпатии говорит о том, что человек психически здоров и может успешно жить в обществе себе подобных.

Большинство людей готовы оказать поддержку в трудной ситуации, проявить эмоциональный отклик. Впрочем, человек со средним уровнем обладает механизмом самозащиты, и он не станет слишком глубоко и надолго погружаться в чужие страдания. Инстинкт самосохранения не позволит заниматься саморазрушением из-за чужих проблем.

Низкий уровень

Равнодушные люди чаще всего имеют низкий уровень эмпатии. Если холодность не является результатом воспитания или маской, такой эмпат не страдает от чужих проблем. Человек с низким уровнем эмпатии живёт ради себя, его не трогают чужие страдания, эмоциональный фон низкий. Слёзы или яркие проявления радости у эмпатов случаются крайне редко.

Читайте также:  Щитовидная железа у женщин 12 симптомов заболеваний

Низкая эмпатия означает сосредоточение на себе, неумение понять другого. Заниженный уровень эмпатии говорит о неразвитых навыках общения. Такие люди выбирают деятельность, не связанную с работой в коллективе. Старики и дети с их капризами, пугают эмпата с низким уровнем, как и животные. Он сторонится их всех. Критика вызывает негативные эмоции, но реакция на неё кратковременна. Такие личности получили прозвище толстокожих. Их ещё иногда называют интровертами.

Каковы признаки наличия эмпатии у человека

Кроме нескольких видов, специалисты выделяют ещё признаки проявления эмпатии.

✔️ Проявление эмпатии в желании оказать помощь. Любой человек время от времени оказывается в ситуации, когда ему необходима поддержка.

В случае эмоциональных потрясений мы склонны утрачивать самообладание и адекватно оценивать происходящее. Присутствие того, кто послужит опорой в такой период – жизненная необходимость.

✔️ Если у кого-то есть способность к эмпатии, он стремится помогать. При этом делает это охотно, не ожидая благодарности. Бескорыстная дружба – один из примеров, демонстрирующий проявление людьми чувства эмпатии по отношению друг к другу.

Способность к сопереживанию и сочувствию другим, проявляется вне зависимости от того, получал ли человек благодарность и признательность в ответ. Эмпатийный человек использует свойство своего характера для повышения самооценки. Это приносит ему моральное удовлетворение.

✔️ Чувство эмпатии соседствует со способностью прислушиваться к другим людям. Большинство из нас могут часами рассуждать о своих проблемах и рассказывать о личных переживаниях. При этом собеседник остаётся в тени, а любая попытка сделать то же самое, пресекается в ходе «беседы», а точнее, монолога.

✔️ Эмпатирующий человек обладает наблюдательностью, он замечает эмоции и прислушивается к словам. Причём делает это без осуждения и желания прочесть нотацию в ответ. Даже для плохого поступка постарается найти если не оправдание, то хотя бы объяснение. Рядом с таким человеком собеседник ощущает свою значимость и это благоприятно влияет на настроение, повышает самооценку. Он чувствует, что получит не только поддержку, но и практический совет.

✔️ Искренность и сопереживание. Глубина этих переживаний зависит от степени эмпатии. Ощущение чужой боли как своей, приносит настоящее страдание, лишая эмпата аппетита и сна. Порой от слишком глубоких переживаний он впадает в состояние, подобное депрессии. Умение контролировать эмоции так же важно, как и обладание эмпатией. Природное качество, данное людям, может приносить пользу или вред, в зависимости от того, как им пользуются.

Примеры эмпатии в психологии

Кроме развития самого навыка, нужно уделить внимание контролю над ним. Чрезмерное погружение в чужие эмоции может привести к эмпатической усталости.

�� Яркий пример эмпатии в психологии из жизни – люди, работающие в сферах, связанных со спасением других. Медики и спасатели ежедневно сталкиваются с физическим и моральным страданием. Видя смерть и боль, они находятся на грани эмоционального (эмпатического выгорания). Иногда происходит так называемая профдеформация – из отзывчивого спасителя человек превращается в циничного и холодного специалиста. Так срабатывает инстинкт самосохранения.

�� Яркий пример из жизни, когда эмпатия необходима – это педагогическая сфера. Учителя и воспитатели просто обязаны обладать этим качеством. Не все взрослые умеют общаться с детьми, а некоторые их даже боятся. Всё дело в ярких эмоциях и неразвитом контроле над чувствами. Педагоги ощущают психологический настрой каждого ребёнка и помогают ему справиться с эмоциями. Те, кому свойственна повышенная эмпатия, часто выбирают профессии, связанные с общением и оказанием помощи.

❗️Эмпатичная личность, при наличии необходимых знаний, может сделать карьеру в любой области. Умение контролировать свои чувства – важная составляющая. Нужно научиться сдерживать эмоции, которые рвутся наружу при виде чужих страданий и восторгов. Помощь нужно оказывать, слегка дистанцируясь. Пропуская глубокое горе сквозь свою психику, можно истощить все ресурсы, необходимые для жизни.

Эмпатия в психологии – узкое научное понятие, которое является частью более обширного явления под названием «сочувствие». Термин имеет греческое происхождение и переводится как «страдание». Не всегда эмпатию связывают именно с эмоциональной сферой. Иногда термин применяют к интеллектуальным действиям.

Врач, диагностирующий пациента, проявляет эмпатию, прислушиваясь к его словам и описанию симптомов.

Способность к эмпатии является нормальным человеческим качеством. Оно имеет градации от лёгкого эмоционального ответа до глубокого погружения в мир другого человека. Считается, что взаимодействие происходит через считывание информации с жестов, мимики, интонации. Важное условие – эмпат должен понимать и осознавать, что он реагирует на чужие эмоции и не идентифицировать себя с объектом сочувствия.

Эмпатия — это хорошо или плохо

Польза от понимания чужих эмоций очевидна. Если не брать во внимание крайности, то данный навык оказывает помощь в карьере, облегчает общение, улучшает психологический настрой в коллективе и способствует повышению самооценки. Имеет ли развитая эмпатия плюсы и минусы? Очевидно, да. Польза эмпатии уже обозначена в статье, а вот с тем, как эмпатия влияет на человека с отрицательной стороны, нужно разобраться. Эмпатия в общении может не только улучшать психическое состояние, но и ухудшать его, действуя подавляюще.

► Гиперэмпатия чревата эмоциональными перегрузками и срывами. Человек вынужден всё происходящее вокруг пропускать сквозь своё сознание. При этом в душе остаётся след от чужой боли и страданий. На восстановление уходит длительное время.

► Гиперответственность – качество, которым обладают сильные эмпаты. Они часто ощущают излишнее чувство вины за события, к которым не имеют никакого отношения. Полагая, что обязаны помогать всем и каждому, не способны рассчитать собственные силы и возможности.

► Эмпатические способности могут перерасти в крайнюю степень альтруизма и самопожертвования. Помогая кому-то в ущерб собственным интересам, человек постепенно погружается в болото своих нерешённых проблем.

► Высокие эмпаты обладают природной деликатностью и не способны вести себя грубо или категорично по отношению к другим. Они страдают от хамства и производят впечатление безвольных людей, слабостью которых можно воспользоваться.

Эмпатия: как развить и усилить

Люди, стремящиеся к саморазвитию, интересуются, можно ли развить эмпатию и зачем она нужна. Очевидно, что плюсов больше, поэтому работа над собой в этом направлении не будет лишней. Психологи разработали несколько приёмов, которые могут помочь в этом деле.

Как развить эмпатию:

1. Использовать углубление в себя, самопознание. Один из приёмов – ежедневный отчёт перед сном о своих действиях за день. Осмысление поступков, действий, мотивов, испытанных эмоций.

2. Развивать внимательность к словам других людей. Это означает, что нужно больше уделять внимание собеседнику, чем себе. Например, дать ему высказаться, потратив минимум слов со своей стороны. При этом важны не только слова, но и их смысл, эмоциональная окраска.

3. Превращение в актёра. Не в буквальном смысле, а в переносном. Важно представить себя на месте другого человека, пережить его эмоции, или хотя бы понять их. Вспомнить свои переживания, хорошие и плохие, и сравнить их с эмоциями оппонента. Это может быть реальный человек или герой книги, художественного фильма, телепрограммы.

4. Развитие отзывчивости. Если коллеги или близкие просят помощи, совета, нужно постараться сделать всё возможное. Выслушать, уделить внимание, помочь по мере сил.

5. Общение с животными. Недостаточно развитую эмпатию могут пробудить питомцы. Умиление и радость от общения с котятами, щенками – хороший способ развить сострадательность.

Ни один совет о том, как развить в себе эмпатию не поможет, если человек обозлился и очерствел душой. Сострадание – это доброта, умение проявлять любовь. Злость, страх, эгоизм, гнев, исключают сочувствие, позитивный настрой и самообладание, которые необходимы эмпату. Для успешного саморазвития нужно научиться ими управлять так, чтобы они не мешали становиться лучше.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Ссылка на основную публикацию
Элеутерококка колючего корневища и корни
Полезные свойства и противопоказания элеутерококка, как примененять Элеутерококк (лат. Eleutherococcus) — род растений из семейства Аралиевые (Araliaceae). Данный род включает...
Эктопический предсердный ритм что это такое
Созонов Андрей Викторович Здравствуйте! Моей дочери на школьном медосмотре поставили диагноз Синусовая аритмия, полувертикальная электрическая позиция сердца, неполная блокада правой...
Эластичные бинты для приседаний
Эластичный бинт: разновидности, применение в медицине и спорте Эластичные бинты используются для надежной фиксации и компрессии тканей. Области их применения...
Элигард® (22,5 мг) инструкция по применению, показания
Лейпрорелин (Leuprorelin) Закажите препараты, которые содержат Лейпрорелин в Москве у нас, и получите скидку! Узнайте подробнее по телефону. Элигард (Eligard)...
Adblock detector