ФЕТИШИЗМ Энциклопедия Кругосвет

ФЕТИШИЗМ

ФЕТИШИЗМ (в антропологии) – почитание материального объекта, фетиша, в котором, как считается, пребывает дух, и который, как полагают, влияет на жизнь и судьбу индивида или группы. Термин используется также в психопатологии в более ограниченном смысле (см. ниже). Это слово было впервые употреблено португальскими исследователями при описании практики почитания аборигенами западной Африки некоторых деревянных изображений. Фетишизм является традиционным для большинства населения таких стран как Замбия, Ботсвана, Кот-Д’Ивуар, Мозамбик и др.

Фетишем для африканца может послужить фактически любой осязаемый предмет. Сила фетиша не соотносима ни с размерами, ни с практической значимостью предмета. Фетишу приписывается обладание всеми человеческими чувствами. Он и любимый сотоварищ, на которого его владелец может полагаться, и он же может быть благодетелем по отношению к своему почитателю.

Фетишизм процветает не только в Африке – его можно найти повсюду, где живет человек. Почитание камней, например, распространено в столь отдаленных друг от друга местах как северная Азия (туранские племена) и Северная Америка (индейцы Дакоты). Он был чрезвычайно распространен в средневековой Англии. Лапки кроликов и вещицы, носимые «на счастье» современными американцами, показывают, что распространение фетишизма, даже в самом примитивном смысле, не ограничивается кругом первобытных народов.

Фетишизм одной группы людей не обязательно характерен для другой. Характер внешних проявлений веры в духов, пребывающих в предмете, может оставаться одним и тем же, но психологическая и социальная значимость фетиша может изменяться от общества к обществу или от культуры к культуре. Современного этнолога сходства в обычаях интересуют меньше, чем его предшественника 19 в., поскольку первый более склонен к выявлению психологических потребностей, удовлетворению которых служит конкретная практика в конкретной культуре.

В психопатологии термин фетишизм имеет более строгое употребление, поскольку под ним подразумевается факт получения индивидом полового возбуждения от некоторых неодушевленных предметов, в частности, от предметов одежды в отличие от «нормальных» стимуляторов секса. Так, например, у мужчины сексуальное возбуждение могут вызывать предметы нижнего белья женщины, а само ее тело может оставлять его равнодушным. Некоторые элементы верхней одежды не обязательного интимного свойства, например, такая деталь обычного костюма как туфля или пояс, могут возбуждать сильное сексуальное чувство.

Патологический фетишизм не следует смешивать с коллекционированием сувениров, произведений искусств и т.п., столь распространенным у всех народов как дописьменных, так и цивилизованных. Преданное отношение влюбленного к носовому платку его отсутствующей возлюбленной – пример не более чем метафорического вида фетишизма. И только когда он обращается к почитанию предметов в ущерб более производительному поведению (когда, например, сексуальное возбуждение вызывается только каким-либо видом несексуальных объектов) можно говорить о психосексуальном расстройстве.

Сколько времени существует человек – столько времени он и вкладывает свои эмоции в предметы. Но только в тех случаях, когда человек отделяет себя от реальности настолько, что позволяет внешним предметам управлять своей жизнью (как, например, в западно-африканских традиционных верованиях) – только в таких случаях фетишизм оказывается в разладе с цивилизацией.

Фетишизм — Fetishism

Часть серии по
Антропология религии
  • Загробная жизнь
  • Анимизм
  • Communitas
  • Сравнительная религия
  • Гадание
  • Божественный язык
  • Эволюционное происхождение религий
  • Фетишизм
  • Великий Дух
  • Генотеизм
  • Посвящение
  • Лиминальность
  • Магия
  • Мана
  • Монотеизм
  • Политеизм
  • Транстеизм
  • Движение оживления
  • обряд посвящения
  • Ритуал
  • Священный танец
  • Священный язык
  • Священная-профанная дихотомия
  • Шаманизм
  • Дуализм души
  • Теории о религиях
  • Тотем
  • Почитание мертвых
  • Элементарные формы
    религиозной жизни
  • Чистота и опасность
  • Миф и ритуал
  • Археология религии и ритуала
  • Поляки в мифологии
  • Огюстен Кальме
  • Акбар С. Ахмед
  • Талал Асад
  • Джозеф Кэмпбелл
  • Мэри Дуглас
  • Эмиль Дюркгейм
  • Арнольд ван Геннеп
  • Э. Эванс-Притчард
  • Джеймс Фрейзер
  • Клиффорд Гирц
  • Робин Хортон
  • Клод Леви-Стросс
  • Роберт Маретт
  • Рой Раппапорт
  • Саба Махмуд
  • Маршалл Сахлинс
  • Мелфорд Спиро
  • Стэнли Тамбиа
  • Виктор Тернер
  • Эдвард Бернетт Тайлор
  • Даниэль Мартин Вариско
  • Энтони Уоллес
  • Антропологические взгляды на религию
  • Фольклор
  • Журнал Хибберта
  • Журнал религии
  • Океания
  • v
  • т
  • е

Фетишем (происходит от французского Fetiche , которое происходит от португальского feitiço , а это , в свою очередь , от латинского facticius , «искусственный» и Facere , «чтобы сделать») является объектом считается, что сверхъестественные силы, или , в частности, человек -сделанный объект, имеющий власть над другими. По сути, фетишизм — это эмическое приписывание объекту внутренней ценности или силы суеверий против несчастий и болезней .

Содержание

  • 1 Историография
  • 2 История
  • 3 Практика
  • 4 Минкиси
  • 5 Светский фетишизм
  • 6 Ссылки
  • 7 внешние ссылки

Историография

Термин «фетиш» превратился из идиомы, используемой для описания типа объектов, созданных в результате взаимодействия европейских путешественников и африканцев в ранний современный период, до аналитического термина, который играл центральную роль в восприятии и изучении незападного искусства. в целом и африканское искусство в частности и гороскоп .

Уильям Пиц, который провел обширное этно-историческое исследование фетиша, утверждает, что этот термин возник на побережье Западной Африки в шестнадцатом и семнадцатом веках. Пиц проводит различие между, с одной стороны, настоящими африканскими объектами, которые в Европе можно назвать фетишами, вместе с местными теориями о них, и, с другой стороны, «фетишем», идеей и идеей своего рода объекта. к которому относится термин, приведенный выше, и доверьте себя божествам .

По словам Пиц, постколониальная концепция «фетиша» возникла в результате встречи европейцев и африканцев в очень специфическом историческом контексте и в ответ на африканскую материальную культуру.

Свою полемику он начинает с введения в сложную историю слова:

Мой аргумент, таким образом, состоит в том, что фетиш мог возникнуть только в сочетании с нарождающейся формулировкой идеологии товарной формы, которая определила себя внутри и против социальных ценностей и религиозных идеологий двух радикально различных типов некапиталистического общества, когда они столкнулись с каждым из них. другой — в продолжающейся межкультурной ситуации в каббале как священный обряд . Этот процесс отражен в истории самого слова, поскольку оно развивалось от позднесредневекового португальского feitiço до пиджина Fetisso XVI века на африканском побережье и до различных североевропейских версий слова в тексте голландца Питера де 1602 г. Мари . Таким образом, фетиш не только возник, но и остается специфическим для проблемы социальной ценности материальных объектов, обнаруживаемой в ситуациях, сформированных столкновением радикально разнородных социальных систем, а также при изучении истории Идея фетиша может быть направлена ​​путем выявления тех тем, которые сохраняются в различных дискурсах и дисциплинах, которым присваивается этот термин.

Сталлибрасс заключает, что «Пиц показывает, что фетиш как концепция был разработан, чтобы демонизировать якобы произвольную привязанность западноафриканцев к материальным объектам. Европейский субъект был создан в противовес демонизированному фетишизму посредством отрицания объекта».

История

Первоначально португальцы разработали концепцию фетиша для обозначения предметов, используемых в религиозных культах аборигенами Западной Африки, взаимодействующими с природой и окружающей средой. Современный португальский feitiço может относиться к более нейтральным терминам, таким как очарование, очарование, juju или abracadabra, или более потенциально оскорбительным терминам, таким как колдовство, колдовство, колдовство или колдовство в астрологии .

Эта концепция была популяризирована в Европе примерно в 1757 году, когда Шарль де Бросс использовал ее для сравнения западноафриканской религии с магическими аспектами древнеегипетской религии . Позже, Конт использовал понятие в своей теории эволюции в религии , в которой он положенное фетишизм как самый ранний (самый примитивный) стадии, а затем многобожия и единобожия . Однако этнография и антропология классифицируют некоторые артефакты монотеистических религий как фетиши. Например, Святой Крест и освященное воинство или знаки общения, встречающиеся в некоторых формах христианства (монотеистической религии), здесь рассматриваются как примеры фетишизма.

Интеллектуалы восемнадцатого века, сформулировавшие теорию фетишизма, столкнулись с этим понятием в описаниях «Гвинеи», содержащихся в таких популярных сборниках путешествий, как « Viaggio e Navigazioni» Рамузио (1550 г.), « Восточная Индия» де Брая (1597 г.), « Hakluytus Posthumus» Закупса (1625 г.), « Собрание путешествий и путешествий» Черчилля (1732 г.), « Новое общее собрание путешествий и путешествий» Астлея (1746 г.) и « Общая история путешествий» Прево (1748 г.).

Теория фетишизма была освящена в конце восемнадцатого века Г. В. Ф. Гегелем в « Лекциях по философии истории» . Согласно Гегелю, африканцы были неспособны к абстрактному мышлению, их идеи и действия управлялись импульсами, и поэтому объектом фетиша могло быть все, что тогда произвольно наделено воображаемой силой.

В XIX и XX веках историки религии Тайлор и МакЛеннан считали, что концепция фетишизма способствовала смещению внимания с отношений между людьми и Богом , чтобы сосредоточиться на отношениях между людьми и материальными объектами, и что это , в свою очередь, позволило установить ложные модели причинно-следственной связи для природных явлений. Это они увидели , как центральная проблема исторически и социологический, фетишизм и вера и ряд традиций , чтобы отпраздновать Рождество в возрасте 25 декабря в ночное время и в этот день Санта — Клаус , который дает подарки для детей во всем мире, даже это фетишистский обряд в конце луны и священный для других и глупый, но все же сегодня человеческие существа в мире определяют нашу судьбу, спит в людях, создает неопределенность и забывчивость между жизнью и смертью, чтобы мечтать, как самоубийственные тела духов воплощенных и воображаемые души и галлюцинации как эзотерические, все мы остаемся в других мирах или будем лунатиками для других.

В 1927 году Зигмунд Фрейд опубликовал свое эссе «Фетишизм», в котором он пишет, что значение и цель фетиша, как выясняется в результате анализа, всегда одинаковы: «фетиш — это замена пениса . особый и совершенно особенный пенис, который был чрезвычайно важен в раннем детстве, но позже был утрачен ». Отказываясь видеть отсутствие пениса у матери, мальчик дезавуирует (нем. Verleugnung , а не подавление: Verdrängung ) то, что он видит, что приводит как к вере, так и к неверию в фаллос женщины. Этот компромисс (вызванный конфликтом между восприятием и встречным желанием) приводит к замене (фетишу). «Это остается символом победы над угрозой кастрации и защитой от нее».

Практика

Использование этой концепции в изучении религии происходит из исследований традиционных западноафриканских религиозных верований, а также из вуду , которое, в свою очередь, происходит из этих верований.

Фетиши обычно использовались в религии и обычаях коренных американцев . Медведь представлял шаман , то буйвол был провайдером, горный лев был воин, а волк был первопроходческие умилостивительные обрядами против сглаза и проклятий .

Минкиси

Нкиси (множественное число минкиси ), созданный и используемый народом Баконго в западном Заире , представляет собой скульптурный объект, который обеспечивает местное жилище для духовной личности. Хотя некоторые минкиси всегда были антропоморфными, они, вероятно, были гораздо менее натуралистичными или «реалистичными» до прихода европейцев в девятнадцатом веке; Фигуры Конго более натуралистичны в прибрежных районах, чем на суше. Поскольку европейцы склонны считать духов объектами поклонения, идолы становятся объектами идолопоклонства, когда поклонение адресовано ложным богам. Таким образом, европейцы считали минкиси идолами на основании ложных предположений.

Европейцы часто называли нкиси «фетишами», а иногда и « идолами », потому что иногда они представлены в человеческом обличье. Современная антропология обычно называет эти объекты либо «объектами силы», либо «чарами».

Отвечая на вопрос, является ли нкиси фетишем, Уильям МакГаффи пишет, что ритуальная система Конго в целом,

имеет отношение, подобное тому, которое Маркс предполагал, что «политическая экономия» относилась к капитализму как его «религии», но не по причинам, выдвинутым Босманом, мыслителями Просвещения и Гегелем. Иррационально «одушевленный» характер символического аппарата ритуальной системы, включая минкиси , устройства гадания и испытания ведьм, косвенно выражал реальные властные отношения между участниками ритуала. «Фетишизм» касается отношений между людьми, а не объектов, которые опосредуют и маскируют эти отношения.

Таким образом, заключает МакГаффи, называть минкиси фетишем означает переводить «определенные реалии Конго в категории, разработанные в зарождающихся социальных науках девятнадцатого века, в Европе после эпохи Просвещения».

Светский фетишизм

В 19 веке появились две теории фетишизма, выходящие за рамки того, что обычно считалось религией. Первой была идея Карла Маркса о товарном фетишизме , в котором социальные отношения, вовлеченные в производство, переживаются не как отношения между людьми, а как отношения стоимости между вещами (товарами, включая труд, и деньгами). Вторым был термин « сексуальный фетишизм» Альфреда Бине, т.е. сексуальная привязанность к объекту вместо человека.

Фетишизм

Фетишизм (порт.feiticao – волшебство)

Данное слово чаще всего употребляется в одном из двух значений:

1) Фетишизм может пониматься как вид религиозного действия, поклонение неодушевленным объектам, которые наделяются магическими свойствами и возможностями. Эти объекты фетишизма, почитания, называются фетишами. В данном понимании фетишизм рассматривается как элемент различных архаичных верований и некоторых религий.

2) Второе значение фетишизма – половое извращение. Оно характеризуется тем, что половое влечение направленно на неодушевленные предметы, не имеющие, сами по себе, эротического, возбуждающего значения. Они могут, например, только символизировать полового партнера.

Элементы фетишизма свойственны нормальной сексуальной жизни людей. Но при этом объекты, вызывающие комплекс эротических чувств, не воспринимаются как самостоятельные, автономные объекты возбуждения. Они являются лишь напоминанием о реальном партнере.

При извращенном восприятии фетиш становится самостоятельным объектом влечения, желания, замещая объект любви, полностью обретая независимость от партнера или владельца вещи. При этом разрушается всякая эмоциональная связь и предполагаемые любовные отношения с другим человеком. Фетиш становится запускающим механизмом бесплотных эротических фантазий и чувств.

С фетишом возможны различные манипуляции: обонятельные, осязательные, сексуально-игровые. Обычно объектами фетишизма становятся вещи, а также части тела, часто, но не всегда, принадлежащие противоположному полу. Иногда фетишем может являться иной цвет кожи (гетерохромофилия), шрам, туфля, предметы одежды и т.д. Наблюдается совмещение фетишизма с мазохизмом.

Читайте также:  Гардасил суспензия для инъекций 0,5млдоза №1 купить в Москве по цене от 8630 рублей
Ссылка на основную публикацию
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Поликлиника № 5» Управление делами Президента Рос
Поликлиника на плющихе при президенте Управления делами Президента Российской Федерации Единый многоканальный номер 8 (499) 243-72-33 Если Вы не смогли...
Ушиб почки симптомы, лечение, что делать если отбили
Симптомы и лечение ушиба почки в домашних условиях Причины заболевания Причины повреждения почек банальны. Чаще всего они повреждаются в результате...
Ушиб ребра симптомы и лечение в домашних условиях
Обезболивающие препараты при ушибах ребер Лекарства, которые назначают для лечения: Венитан Диклофенак ДипХелп Долгит Репарил-гель Траумель С Тромбоцид Ф-гель Эспол...
Фекальный кальпротектин (фК) — неинвазивный маркер нейтрофильного интестинального (кишечного) воспал
Анализ кала на кальпротектин Кровь и слизистые включения в дефекациях, которые подкрепляются тошнотой и болями возле пупка – все это...
Adblock detector