Что такое ресоциализация примеры

Ресоциализация

Ресоциализация – это повторная (вторичная) социализация, происходящая в течение всей жизни индивида. Вторичная социализация осуществляется посредством изменения установок субъекта, его целей, правил, ценностей и норм. Ресоциализация бывает достаточно глубокой и приводящей к глобальным переменам в жизненном поведении.

Потребность во вторичной социализации может возникать вследствие длительной болезни или кардинального изменения культурной среды, смены местожительства. Ресоциализация – это своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность восстанавливает прерванные ранее ею связи или укрепляет старые.

Ресоциализация личности

За гармоничную повторную социализацию вначале несет ответственность семья индивида, затем школа и учебные группы, потом различные организации социального предназначения. В роли профилактических структур выступают правоохранительные органы.

Ресоциализация означает трансформации, при которых зрелая личность перенимает поведение, которое разительно отличается от принятого ранее. Она происходит в течение всей жизни индивида и связана с видоизменениями его направленностей, моральностей и ценностей, норм и правил. Это своеобразная замена человеком некоторых образцов жизненного поведения, новыми навыками и умениями, которые соответствуют условиям, изменившимся вследствие технологических и социальных трансформаций. Модификация ценностей, которые стали неадекватными согласно новым предписанием общества, в котором он обитает. Так, например, все бывшие заключенные проходят данный процесс, который заключается во вживании индивида в существующую систему представлений и ценностей. Процесс ресоциализации проходят эмигранты, которые, в связи с переездом, попадают в абсолютно новую для них среду. Они проходят через отвыкание от привычных для них традиций, правил, ролей, норм и ценностей, что компенсируется за счет приобретения нового опыта.

Свойства личности индивидов, формирующиеся в процессе их жизнедеятельности, не являются бесспорными. Ресоциализация может охватывать множество видов деятельности. Своеобразной вторичной социализацией является и психотерапия. С ее помощью люди стараются понять и разобраться со своими проблемами, конфликтами, изменить обычное поведение.

Процесс ресоциализации происходит в различных сферах жизни и на разных ее этапах. Решением проблемы повторной социализации занимаются чиновники на государственном уровне, разрабатывается определенный комплекс мер. Выделяют такие понятия, как ресоциализация бездомных, социальная ресоциализация, ресоциализация инвалидов, подростков, бывших заключенных.

Ресоциализация бездомных – это комплекс мероприятий, которые направлены на устранение бездомности, обеспечение бесприютных жильем, организация соответствующих условий для осуществления ими прав и свобод человека (например, право на труд).

Социальная ресоциализация может быть связана с восстановлением ранее осужденных в их дееспособности и статусе, т.е. их возрождение в качестве субъектов социума. Основой такой повторной социализации является изменение отношения к ним общества на всех уровнях от чиновников и до семьи.

Ресоциализация инвалидов заключается в их подготовке к жизни в обществе, помощь в трансформации ранее обычных для них норм и правил поведения, активное их включение в жизнь социума.

Ресоциализация в психологии

В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.

Ресоциализация в психологии – это своеобразный «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.

Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.

Проблемы вторичной социализации связаны с исправлением правонарушителей, с включением в естественный процесс жизнедеятельности осужденных, длительно болевших лиц, наркоманов и алкоголиков, людей, переживших стрессы во время различных аварий и катастроф, боевых действий.

В процессе формирования и развития человек проходит некоторые жизненные циклы, которые неразрывно связаны с изменением социальных ролей. Например, поступление в институт, вступление в брак, рождение детей, выход на работу и др. В процессе перехода от одного жизненного цикла к другому человеку приходиться переобучаться. Такой процесс распадается на две стадии: десоциализацию и ресоциализацию. В первой стадии происходит потеря ранее привычных для индивида социальных ценностей, установок, норм из-за воздействия внешних условий. Она сопровождается обычно отходом от своих социальных групп или общества в целом. Далее наступает этап вторичной социализации, т.е. обучение уже новым установкам, ценностям, правилам. Данный процесс происходит в течение всей жизни индивида. Итак, эти две стадии являются сторонами одного процесса – социализации.

Итак, ресоциализация – это изменения ранее социализированной личности. В данном процессе наблюдается индивидуальный анализ и оценивание внешних условий социума, обстоятельств, событий, самовоспитание и др.

Так как процесс вторичной социализации идет на протяжении всей жизни, то можно утверждать, что начинается он с малых лет в семье. Однако такой процесс не будет слишком выражен в детском возрасте, так как у детей не происходит резких смен ролей. В большинстве случаев у детей процесс ресоциализации происходит довольно гармонично в тех случаях, если они не растут в неблагополучных семьях, родители не собираются разводиться.

Обычно повторная социализация совпадает с периодом приобретения образования и обуславливается уровнем образованности и подготовки педагогов, качеством применяемых методик для обучения, обстоятельствами, влияющими на процесс обучения. Основной направленностью ресоциализации является личностная интеллектуализация. Также она направлена и на выполнение ряда латентных функций, например, на выработку умений функционирования в обстоятельствах законной организации.

Ресоциализация в семье

Семья выступает важным условием процессов ресоциализации. Полноценная социализация детей должна брать свое начало с семьи. Семья должна помочь ребенку адекватно усвоить требования общества и их законы, развить и сформировать определенные коммуникационные навыки и умения взаимодействовать, которые будут соответствовать принятым нормам в конкретном социуме. Неблагополучные семьи характеризуются невозможностью привить навыки нормального поведения в семье, что, в свою очередь, ведет к неспособности детьми строить свою правильную модель семьи.

Кроме влияния семьи, на ребенка в процессе жизнедеятельности воздействуют и другие социальные институты, такие как детские сады, школы и улица. Однако семья остается самым важным фактором в процессе гармоничной ресоциализации личности. Повторная социализация в семье совершается в результате процесса воспитания и социального обучения.

От стиля и методов воспитания, которые используются родителями, непосредственно зависят процессы социализации, ресоциализации и десоциализации личности индивидов. Так, например, ребенок, воспитанный американскими родителями, будет разительно отличаться, от детей, воспитанных японскими родителями.

Основными факторами, влияющими на вторичную социализацию детей в семье, являются влияние родителей (их ожидания, личностные особенности, модели воспитания и др.), качества самих детей (когнитивные способности и личностные характеристики), отношения в семье, которые включают в себя отношения между супругами, отношения к детям, социальные и профессиональные контакты родителей. Применяемые дисциплинарные способы воспитания и его стиль отражают систему убеждений родителей и их личностные качества.

Важнейшим в процессах вторичной социализации ребенка в семье являются представления папы и мамы о его мотивациях и поведении, убеждения родителей и их социальная целенаправленность.

Основными причинами нарушения ресоциализации детей в семье являются постоянные нарушения родителями этики семейных взаимоотношений, недостаток доверия, заботы, внимания, уважения, защиты и поддержки. Однако самой важной и наиболее существенной причиной нарушений повторной социализации является несовместимость моральных качеств и нравственных установок родителей, несогласованность их мнений по поводу долга, чести, морали, обязанностей и т.д. Часто такая несогласованность может вступать в конфликт, если супруги имеют диаметрально противоположные взгляды на систему ценностей и моральные качества.

Читайте также:  Венарус инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Venarus т

Немаловажным также в процессах ресоциализации личности является влияние старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей родителей.

Ресоциализация осужденных

Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.

Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.

Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.

Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.

Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.

Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.

Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.

Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.

Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.

Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:

  • диагностика особенностей личности каждого заключенного;
  • выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;
  • выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;
  • обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий;
  • восстановление разрушенных социальных связей;
  • формирование позитивной сферы целеполагания;
  • восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;
  • использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.

Ресоциализация детей

Процесс социализации характеризуется бесконечностью, а большей интенсивностью данный процесс обладает в детстве и юности. Тогда как процесс вторичной ресоциализации большей интенсивностью начинает обладать в старшем возрасте.

Существуют определенные различия между процессами ресоциализации в детстве и в более взрослом возрасте. Во-первых – вторичная социализация взрослых людей заключается в изменении их внешнего проявления поведения, вторичная детская социализация лежит в корректировке ценностных ориентиров. Во-вторых – взрослые люди могут дать оценку нормам, дети же могут только усвоить их. Взрослый возраст характеризуется пониманием, что кроме белого и черного есть еще множество оттенков. Дети же должны усваивать то, что им говорят родители, учителя и другие. Они должны повиноваться старшим и беспрекословно выполнять их требования и установленные правила. Тогда как взрослые индивиды будут приспосабливаться к требованиям начальства и различных социальных ролей.

Ресоциализация подростков заключается в организованном педагогическом и социальном процессе возрождения у них социального статуса, несформированных или утраченных ранее социальных умений, навыков, ценностных и моральных ориентаций, опыта общения, поведения, взаимодействия и жизнедеятельности.

Процесс вторичной социализации у подростков происходит, основываясь на повторной адаптации и возрождении приспособительного потенциала детей к уже существующим правилам, нормам, конкретным социальным обстоятельствам и условиям. Дети, находящиеся в процессе ресоциализации остро нуждаются в участии, внимании, оказании помощи, поддержки со стороны значимых для него людей и взрослых, которые являются их близким окружением.

Ресоциализация подростков По Э.Гидденсу – это определенный вид изменений личности, при которых достаточно зрелый ребенок перенимает образ поведения, который отличается от прежнего. Крайним проявлением ее может быть своеобразное преображение, когда индивид полностью переключился с одного «мира» на другой.

Важным в процессах вторичной социализации детей является воспитание в учебных заведениях. Процесс повторной социализации в них должен строиться, главным образом, учитывая индивидуальность подростков, обстоятельства их воспитания, которые содействовали формированию у них ценностных ориентиров и возможных асоциальных проявлений. Важнейшим принципом в процессах ресоциализации подростков является опора на их позитивные качества.

Также, существенным в профилактической и воспитательной деятельности является вырабатывание будущих жизненно-важных принципов, стремлений, которые, прежде всего, связаны с его профессиональным ориентированием, с предпочтением и освоением будущей специальности. Неприспособленные (дезадаптированные) подростки, в дальнейшем, характеризуются не только анормальным (плохим) поведением, но и неуспеваемостью по всем школьным предметам. Такие дети склоны к разочарованиям, неуверенности в своих силах. Они не видят себя в дальнейшем будущем и как бы «живут одним днем», сиюминутными желаниями, удовольствиями и развлечениями. Это в дальнейшем может привести к серьезным предпосылкам для десоциализации и криминализации личности несовершеннолетнего подростка.

Процессы ресоциализации подростков должны включать в себя восстановительную функцию, т.е. восстановление позитивных связей и качеств, компенсирующую функцию, которая заключается в формировании у детей стремлений к компенсированию недостатков другими видами деятельности, их усилению (например, в той области, которой увлекается), стимулирующую функцию, которая должна быть направлена на усиление и активизацию позитивной полезной общественной деятельности учеников, осуществляемая посредством одобрения или осуждения, т.е. неравнодушное эмоциональное отношение к личности детей и их поступкам.

Конечной целью ресоциализации является достижение такого уровня и качества культурности личности, которое нужно для бесконфликтной и полноценной жизнедеятельности в социуме.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, приговоренных к лишению свободы

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 19.12.2018 2018-12-19

Статья просмотрена: 1318 раз

Библиографическое описание:

Нимарицына, О. Ф. О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, приговоренных к лишению свободы / О. Ф. Нимарицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 142-143. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54953/ (дата обращения: 19.09.2020).

Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы, представляет собой трудоемкий процесс, посредством которого происходят определенные шаги к развитию, последовательные изменения в самосознании. Для эффективности данного процесса должны быть соблюдены определенные стадии ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы.

Читайте также:  Как младенцу помочь покакать

В науке нет единого мнения по поводу стадий ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы.

Большинство исследователей (Н. А. Стручков, И. В. Шмаров, А. М. Яковлев, М. Г. Детков и др.) склоняются к тому, что ресоциализация проходит в два этапа:

– пенитенциарный (подготовка осужденного к освобождению);

– и постпенитенциарный (социальная адаптация после освобождения).

В. Е. Южанин и Ю. В. Жулева выделяют помимо пенитенциарного и постенитенциарного этапа, допенитениарный этап. По их мнению, в первый этап начинается с момента десоциализации лица, который привел его на определенном этапе жизни к совершению преступления, а последний этап помогает возвратиться в общество [4]. На допенитенцирном этапе на лицо, обвиняемое в совершении преступления, оказывается сильное нравственно-психологическое давление со стороны правоохранительных органов, семьи, друзей, которое формирует общественное мнение. На пенитенциарном этапе ресоциализации воспитывается психологическая установка осужденного на дальнейшее поведение и образ жизни. На постпенитенциарном этапе — идет приобщение к ближайшему социальному окружению, вырабатывается способность преодолевать жизненные преграды.

На наш взгляд, данный В. Е. Южаниным и Ю. В. Жулевым допенитенциарный этап нецелесообразен, так как: во-первых, сложно предугадать точный момент начала десоциализации, во-вторых, нравственно-психологическое давление, как метод исправления осужденных, не может быть результативным, в-третьих, объектом исследования является процесс ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания и после освобождения.

Далее, П. А. Бровский выделяет две взаимосвязанные стадии:

  1. Нравственная, правовая, психологическая и организационная подготовка осужденных в исправительных учреждениях к жизни на свободе (исправление);
  2. Приспособление освобожденных к условиям жизни на свободе, определение ими социальных позиций и ролей, восприятия требований и системы ценностных ориентаций нового социального окружения, руководство эти процессом со стороны государства и общества [1].

По-другому считает М. С. Рыбак. Он рассматривает ресоциализацию, как «процесс реструктуризации, корректировки свойств личности» и выделяет пять стадий:

1) Установление принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе (с учетом его интеллектуальных и волевых качеств);

2) Создание условий для разрыва негативных связей с асоциальной средой;

3) Исправление осужденного, как средство его ресоциализации;

4) Воспитательная работа с осужденным, как средство ресоциализации;

5) Социальная адаптация лишенного свободы [3].

Подход, данный М. С. Рыбаком, отличается тем, что он выделяет установление личности осужденного, как отдельную стадию. Действительно, это является важной предпосылкой, посредством которого удастся избежать создания внутри исправительного учреждения криминальной субкультуры. Как отметил, Н. А. Стручков, для того «чтобы индивидуализировать исполнение наказания, нужно поближе подойти каждому осужденному и в то же время остаться в разумных рамках общей требовательности… Необходимо поделить осужденных на определенные группы и категории» [2].

Исследование особенностей личности осужденных поможет качественно проводить их социальную диагностику, выявить насущные проблемы, разрабатывать программы, направленные на решение этих проблем, и в итоге получать положительные результаты своей деятельности, как во время отбывания осужденными наказания, так и в постпенитенциарный период их жизни. Ведь главной задачей уголовно-исполнительной системы является исправление осужденных, возвращение в общество полезных людей, способных без постороннего контроля вести достойный образ жизни.

Проанализировав и обобщив вышеуказанные мнения исследователей о стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы, мы выделили собственную точку зрения. Действительно, данный процесс происходит в два этапа — пенитенциарном и постпенитенциарном.

На пенитенциарном этапе ресоциализации и социальной адаптации должны проводиться следующие мероприятия:

  1. Тщательное изучение личности осужденного и отнесение его к определенной категории, с учетом психических характеристик, а также тяжести совершенного преступления;
  2. Социальная адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения, а также сохранение социально-полезных связей осужденных с родными и близкими;
  3. Процесс активного применения средств воздействия на осужденных;
  4. Подготовка осужденных к освобождению, которая включает в себя психологическую и социальную помощь и содействие, направленная на успешную социальную адаптацию уже в обществе после отбытия наказания.

На постпенитенциарном этапе ресоциализации должны проводиться следующие мероприятия:

  1. Восстановление статуса лица, освободившегося из мест лишения свободы;
  2. Приспособление освобожденного из мест лишения свободы к условиям жизни на свободе и самостоятельное преодоление жизненных обстоятельств.

Исходя из вышеуказанного, каждая стадия ресоциализации и социальной адаптации должна быть тщательно продумана до самых мелочей, чтобы не было упущено ни одной детали, которая в дальнейшем превратилась бы в серьезное препятствие на пути исправления осужденного.

Стадии ресоциализации и социальной адаптации являются самостоятельными, каждой из которой присущи свои определенные характеристики, но, несмотря на это, основным объектом выступает лицо с отклоняющимся поведением, утратившее в силу объективных и субъективных причин положительные качества.

  1. Бурый В. Е. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы// Монография. — Могилев: МИ МВД Республики Беларусь,2016. — 172 с.
  2. Козаченко И. Я. Криминологическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная координационная модель взаимодействия с осужденными к лишению свободы / И. Я. Козаченко, Д. Н. Сергеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2016. — Т. 10, № 2. — С. 224–232
  3. Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно- исполнительный и криминологический аспекты.: диссертация. кандидата юридических наук: 12.00.08 / Латышева Людмила Александровна. — Екатеринбург, 2015.- С.43–44
  4. Маликов Б. З. Механизмы социальной адаптации осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве// Теория и практика общественного развития.2014. № 20. С.103.

Ресоциализация — Resocialization

Ресоциализация — это процесс, с помощью которого меняется чувство социальных ценностей, убеждений и норм. Этот процесс преднамеренно осуществляется в различных условиях, например, во многих неполных семьях и военных учебных лагерях посредством интенсивного социального процесса, который может происходить в учреждении в целом . При социализации важно отметить, что то, чему можно научиться, можно и не выучить. Это составляет основу ресоциализации: разучиться и заново учиться.

Ресоциализацию можно определить также как процесс, в ходе которого индивиды, определенные как неадекватные в соответствии с нормами доминирующего института, подвергаются динамическому перераспределению этих ценностей, установок и способностей, чтобы позволить им функционировать в соответствии с нормами указанного доминирующего института. учреждения. Это определение больше относится к тюремному заключению. Если индивиды демонстрируют девиантность, общество доставляет правонарушителей в полное учреждение, где они могут быть реабилитированы.

Ресоциализация различается по степени тяжести. Легкая ресоциализация может быть связана с переездом в другую страну. Тому, кто это сделает, возможно, потребуется изучить новые социальные обычаи и нормы, такие как язык, еда, одежда и разговорные обычаи. Более ярким примером ресоциализации является присоединение к вооруженным силам или культу , а наиболее серьезным примером может быть ситуация, когда человек теряет все воспоминания и поэтому ему придется заново изучать все нормы общества.

Первый этап ресоциализации — это разрушение прежних убеждений и уверенности человека.

Содержание

  • 1 Учреждения
  • 2 В армии
  • 3 В тюрьмах
  • 4 ссылки

Учреждения

Целью тотальных институтов является ресоциализация, которая радикально меняет личность жителей путем преднамеренного манипулирования их средой. Тотальный институт относится к институту, в котором человек полностью погружен и контролирует всю свою повседневную жизнь. Вся деятельность происходит в одном месте под единым руководством. Примеры тотального учреждения включают тюрьмы, общественные дома и армию.

Ресоциализация — это процесс, состоящий из двух частей. Во-первых, сотрудники учреждения пытаются подорвать самобытность и независимость жителей. Стратегии размывания идентичности включают в себя принуждение людей отдавать все личное имущество, делать одинаковые стрижки и носить стандартную одежду. Независимость подрывается из-за того, что жителей подвергают унизительным и унизительным процедурам. Примерами являются обыск с раздеванием, снятие отпечатков пальцев и присвоение серийных номеров или кодовых имен вместо имен жителей.

Читайте также:  После операции варикоцеле болит левое

Вторая часть процесса ресоциализации включает систематические попытки построить другую личность или себя. Обычно это делается через систему поощрений и наказаний. Возможность читать книгу, смотреть телевизор или разговаривать по телефону может быть мощным мотиватором для подчинения. Конформность возникает, когда люди меняют свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям авторитетного лица или ожиданиям более широкой группы.

Нет двух людей, которые одинаково реагируют на программы ресоциализации. Некоторые жители оказываются «реабилитированными», но другие могут стать ожесточенными и враждебными. Кроме того, в течение длительного периода времени строго контролируемая среда может разрушить способность человека принимать решения и жить независимо, что известно как институционализация , негативный результат всей институции, который мешает человеку когда-либо эффективно функционировать во внешнем мире. мир снова. (Спроул, 154-155)

Ресоциализация также очевидна у людей, которые никогда не были « социализированы » в первую очередь или от которых не требовалось вести себя в обществе в течение длительного периода времени. Примеры включают одичавших детей (никогда не социализированных) или сокамерников, которые находились в одиночном заключении .

Социализация — это процесс, продолжающийся всю жизнь. Социализация взрослых часто включает изучение новых норм и ценностей, которые сильно отличаются от тех, которые связаны с культурой, в которой вырос человек. Процесс может быть добровольным. В настоящее время поступление на службу в добровольческую армию рассматривается как пример добровольной ресоциализации. Нормы и ценности, связанные с военной жизнью, отличаются от тех, которые связаны с гражданской жизнью (Riehm, 2000).

Социолог Эрвинг Гоффман изучал ресоциализацию в психиатрических учреждениях. Он охарактеризовал психиатрическое учреждение как тотальное учреждение, в котором фактически каждый аспект жизни заключенных контролируется учреждением и рассчитан на достижение целей учреждения. Например, учреждение требует, чтобы пациенты соблюдали определенные правила, даже если это не обязательно отвечает интересам людей.

В армии

Те, кто присоединяется к армии, попадают в новую социальную сферу, в которой они социализируются как военные. Ресоциализация определяется как «процесс, в котором человек, признанный неадекватным в соответствии с нормами доминирующего (ых) института (ов), подвергается динамической программе поведенческого вмешательства, направленной на привитие и / или омоложение тех ценностей, взглядов и способностей, которые позволит . функционировать в соответствии с нормами указанного доминирующего учреждения (ов) «.

Учебный лагерь служит примером для понимания того, как военнослужащие ресоциализируются в рамках общего института вооруженных сил. Согласно Фоксу и Пизу (2012), цель военной подготовки, как и учебного лагеря, состоит в том, чтобы «способствовать добровольному и систематическому подчинению собственных индивидуальных желаний и интересов интересам своего подразделения и, в конечном итоге, страны». Для этого все аспекты жизни военнослужащих существуют в одном военном учреждении, контролируются одними и теми же «институциональными властями» (инструкторами по тренировкам) и выполняются для достижения целей всего института. Индивидуальная «гражданская [иная] идентичность с ее встроенными ограничениями искореняется или, по крайней мере, подрывается и откладывается в пользу идентичности воина и ее центральной ориентации на убийство». Военная подготовка готовит людей к бою, продвигая традиционные идеи мужественности, например, обучая людей игнорировать естественные реакции своего тела на бегство от страха, боль или проявление эмоций. Хотя ресоциализация посредством военной подготовки может создать у военнослужащих чувство целеустремленности, она также может вызвать психические и эмоциональные страдания, когда члены не могут достичь установленных стандартов и ожиданий.

Военнослужащие частично обретают цель и смысл через ресоциализацию, потому что учреждение обеспечивает доступ к символическим и материальным ресурсам, помогая военнослужащим создавать значимые идентичности. Фокс и Пиз заявляют, что «как и любая социальная идентичность, военная идентичность всегда является достижением, чем-то, что зависит от соответствия ожиданиям других и их признания. Центральное значение проверки эффективности в вооруженных силах и необходимость« соизмерения »усиливают это зависимость. Хотя ресоциализация посредством военной подготовки может создать у военнослужащих чувство целеустремленности, она также может вызвать психические и эмоциональные расстройства, когда члены не могут достичь установленных стандартов и ожиданий «.

В первые пару дней наиболее важным аспектом базовой подготовки является отказ от своей личности. Новобранцы сбрасывают одежду и волосы, которые являются физическим воплощением их прежней личности. Процессы происходят очень быстро, и у новобранцев нет времени подумать о потере своей личности, и у них нет шанса сожалеть о своих решениях.

Затем сержанты-инструкторы дают молодым мужчинам и женщинам романтическое представление о том, что значит быть солдатом и насколько это мужественно. Когда начинается тренировка, она требует больших физических усилий и усложняется с каждой неделей. Новобранцев постоянно оскорбляют и унижают, чтобы сломить их гордость и разрушить их способность сопротивляться переменам, которым они подвергаются. Сержанты-инструкторы создают фасад, который говорит своим новобранцам, что завершение базовой подготовки отличает их от всех остальных, кто потерпел неудачу. Однако почти все новобранцы успешно проходят обучение и заканчивают базовую подготовку.

Тренинг также состоит из ролей. Есть три младших сержанта по строевой подготовке, которые ближе к новобранцам по возрасту, и один старший сержант по строевой подготовке, который становится отцом для новобранцев. Командир роты играет богоподобную роль, на которую равняются рекруты. Люди в ролях станут образцами для подражания и авторитетными фигурами, но также помогут создать чувство лояльности ко всей организации.

Новобранцев заставляют маршировать в строю, в котором все люди движутся одинаково в одно и то же время, что вызывает чувство единства. Это заставляет новобранцев чувствовать себя не индивидуальностями, а частью группы. Они поют ритмично, чтобы поднять боевой дух и дать группе почувствовать свою значимость. Сержанты-инструкторы также скармливают группе небольшие победы, чтобы солдаты гордились собой и чувствовали себя успешными.

Отряд также подвергается групповому наказанию, что объединяет отряд. Как правило, всех объединяет одинаковая ненависть к чему-либо. В этом случае групповое наказание позволяет всем новобранцам ненавидеть сержантов-инструкторов и наказание, но при этом находить единство внутри своего подразделения. Они будут поощрять других подталкивать себя и создавать общие невзгоды.

В тюрьмах

В тюрьмах существует два разных типа ресоциализации. Первый тип заключается в том, что заключенные должны учиться новому нормальному поведению, применимому к их новой среде. Второй тип — заключенные должны принимать участие в реабилитационных мероприятиях, чтобы помочь исправить свои девиантные привычки. Когда индивид нарушает господствующие нормы общества, уголовная система подвергает его форме ресоциализации, называемой криминальной реабилитацией.

Реабилитация направлена ​​на то, чтобы приблизить реальное поведение заключенного к поведению большинства людей, составляющих доминирующее общество. Идеальное общественное поведение высоко ценится во многих обществах, главным образом потому, что оно служит защите и повышению благополучия большинства членов общества. При реабилитации система лишает преступника его предшествующей социализации преступного поведения, включая методы совершения преступления и конкретные мотивы, побуждения, рационализации и отношения. Преступное поведение — это усвоенное поведение, от которого можно отучиться.

Первый шаг к реабилитации — это выбор среды. Это тип взаимодействия девианта с окружающими его людьми в заключении. Обычно это определяется после проведения психологического и социологического обследования преступника. Второй шаг — это диагностика, непрерывный процесс, на который влияет обратная связь с поведением человека. Следующий этап — лечение, которое зависит от диагноза. Будь то лечение зависимости или переосмысление ценностей человека, лечение — это то, что возвращает преступника к социальным нормам.

Ссылка на основную публикацию
Что такое кома и сколько в ней можно находиться; Российская газета
Жизнь после комы «Я не понимала, где я и почему не просыпаюсь» Оксана, 29 лет, Хабаровск: Мне было 16. Мы...
Что такое АКТГ гормон Норма у женщин в крови и расшифровка анализов
АКТГ в крови Синонимы: АКТГ, Адренокортикотропный гормон, Кортикотропин, ACTH, Adrenocorticotropic hormone, Corticotropin, Научный редактор: М. Меркушева, ПСПбГМУ им. акад. Павлова,...
Что такое АЛЬТРУИЗМ — простой ответ что это значит, причины мотивы
Отличается ли альтруизм людей от бескорыстных поступков животных Поделиться сообщением в Внешние ссылки откроются в отдельном окне Внешние ссылки откроются...
Что Такое КТГ Показания к Назначению Расшифровка
Что показывает КТГ: расшифровка результатов Кардиотокография – это диагностическая процедура, необходимая для оценки сердцебиения плода и степени сокращения маточных мышц....
Adblock detector