Что должен уметь ребенок в 4 месяца — развитие малыша в 4 месяца мальчик Календарь развития LOLOCLO

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Четырехмесячный грудничок – это активный, подвижный и эмоциональный младенец. К четырём месяцам новорожденный пытается не только дотягиваться до игрушки, которая лежит неподалеку, но и пытаться к ней неумело ползти. Кроха начинает больше кушать грудного молока или адаптированной смеси, некоторые мамы пробуют кормить малыша другим питанием: фруктовыми или овощными соками. Маленький непоседа хочет все знать, рассмотреть, что-нибудь делать, лежа на животике. Жизнь становится намного ярче – самое время оттачивать приобретенные умения. Что должен уметь ребенок в 4 месяца и какими необходимыми навыками овладеть, важно знать каждому родителю, чтобы избежать негативных последствий в будущем.

Грудничок осознанно улыбается

Основные навыки

Четвёртый месяц характеризуется переходом от рефлекторной и неосознанной жизни к более волевой. Кроха старается понять свое тело и научиться его сигналам. 4-месячный малыш активно знакомиться с внешним миром, проявляя инициативу, воздействует и смотрит на реакцию. Четыре месяца – рубеж в развитии, впредь кроха будет расти более осознанным, взрослеть и радовать родителей.

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • Самостоятельно переворачивается на спину и обратно. Когда он лежит на животике, то приподнимает корпус тела, опирается на ладошки и удерживает себя в таком положении некоторое время.
  • Когда лежит на спинке, то пробует приподнимать плечи и голову.
  • Движения рук становятся точными и уверенными, малыш пытается ими сам управлять, удерживать игрушку около минуты, улыбаться ей, держать маму за пальчик или приобнимать в процессе кормления, забирать свою бутылочку.
  • Когда он плачет, то на глазах появляются слезки – признак того, что слезные железы полостью сформировались.
  • Самая приятная новость для многих родителей: в конце 3-го месяца (на третьей-четвертой неделе) – начале 4-го проходят колики, поэтому работа желудочно-кишечного тракта становится нормальной.
  • Слух обостряется и активно развивается – малыш поворачивается в сторону источника звука.
  • Глазные мышцы достаточно окрепли, ввиду чего косоглазие (если оно не вызвано врожденной, внутриутробной патологией или не передано по наследству), а также слабость мышц глаза остаются в прошлом.
  • Если малыша в положении лежа на спинке потянуть за ручки, он попытается сесть.

Важно! Четвертый месяц – очень ранний период для целенаправленного присаживания ребенка. У малыша еще совсем не окрепший позвоночник, поэтому такие нагрузки будут опасны. Как правило, этот навык кроха пытается осваивать к концу пятого месяца или еще позже, что говорит о готовности к подобным умениям. Особенно опасны ранние присаживания девочкам – это может вызвать неправильное формирование матки и проблемы с беременностью, вынашиванием в будущем. У мальчиков нет таких последствий, но, тем не менее, присаживать их также не стоит.

Малыш пробует дотягиваться до игрушек

Отличия девочек и мальчиков

Существенных различий между обоими полами нет. Однако доктор Евгений Комаровский, известный детский врач и кандидат медицинских наук, говорит, что разницу все же можно уловить. Если провести параллели, то можно найти следующие нюансы.

Особенности развития мальчиков и девочек

Рождаются более зрелыми и приспособленными.

Легкие больше по размеру, чем у девочек.

Лучше видят левым глазам.

Пространственное зрение более развито.

Распознают синий спектр цветов.

Выносливее, чем мальчики.

Хорошая реакция на громкий звук.

Лучше распознают лица.

Два глаза развиты одинаково, зрение – периферийное.

Распознают красный спектр цветов.

Раньше начинают говорить, словарный запас более развитый.

Основные навыки периода, что должен и может уметь малыш в 4 месяца:

  • Головка удерживается очень хорошо, кроха может рассматривать все вокруг длительное время. Начинает пробовать опираться на локти, приподниматься и стоять на руках.
  • Перевороты со спинки освоены полностью. Самые непоседливые карапузы пробуют ползать, помогая себе ножками.

Обратите внимание! Нельзя оставлять малыша на кровати или диване – в момент переворотов он может упасть.

  • Лежа на спине, пытается сесть, приподнимая голову и плечи. Можно пробовать стимулировать этот процесс и давать со своих рук ему игрушку – так укрепиться плечевой пояс.
  • Отрабатывает «пинцетный» захват. Малыш пытается ко всему прикоснуться, удержать руками, управлять ими. В кроватке кроха все трогает и стимулирует работу кончиков пальцев.
  • В моменты игры, общения начинает выражать эмоции: радость, удивление, тревогу или начинает плакать. Спектр эмоций становится шире.
  • Гуление становится длительным. Порой, просыпаясь ночью, он может долго разговаривать, вести «беседы» с собой. Произнося какие-то звуки, он пытается прислушаться к ним.

Физическое развитие

Этот месяц показателен в том, что большинство рефлексов угасает: пропадает хватательный рефлекс, малыш сам выбирает, какую игрушку ему взять. Параметры веса и тела прибавляются: масса тела может вырасти на 750 граммов, рост – на 2,5 см.

Краткая таблица физических показателей

Какие есть проявления в физике:

  • Кроха перестал «цвести» – прыщики исчезли.
  • Усиливается слюноотделение. Это происходит по причине того, что кроха пытается все попробовать на «зуб», тянет все в рот. У некоторых малышей могут начать появляться зубки в 4.5 месяца.

Дополнительная информация. Стоит убирать подальше от малыша мелкие детали, игрушки, пуговицы и горошины – малыш может ими задохнуться либо проглотить.

Восприятие окружающего мира

К этому периоду кроха начинает видеть хорошо вдаль. Он способен различать предмет на расстоянии 3-3,5 метров. Ввиду этого, находясь на прогулке, можно брать его на руки, показывать все вокруг, разговаривать и рассказывать о происходящем. Это упражнение можно применять и дома, чтобы кроха изучал окружающую обстановку и тренировал зрение.

С любопытством малыш изучает все вокруг

Важно! Ребенок уже различает лица родителей, радуется, когда видит их. Теперь он начинает улыбаться не просто добрым людям, которые взяли его на руки, а папе и маме особенно.

Слух также способствует восприятию внешнего мира. Можно начинать слушать с чадом классическую музыку, читать сказки, петь. Малыш будет улавливать не смысл, а интонацию, окрасу, тембр, голос. Все это он запомнит и пронесет сквозь года – в тяжелые жизненные ситуации он будет слышать голос мамы внутри. Также кроха реагирует на громкий голос родителей, боится и начинает плакать, поэтому не стоит ругаться при нем. Речь становится более певучей, эмоциональной – малыш пытается подражать родителям, издавая бессмысленные слога.

Социальные навыки

Мозг у малыша развивается быстро, достаточно скоро появляются социальные реакции на позитивный раздражитель: интерес, радость.

Что нужно освоить младенцу в социальном плане:

  • Улыбаться, понимать, что такое улыбка, реагировать ею на появление взрослого.
  • Смеяться, двигать ручками и ножками, когда становится весело.

Кроха начинает узнавать себя в зеркале и улыбаться

  • Длительно гулить, издавать горловые звуки, интонации и пытаться их услышать.
  • Реагировать на свое собственное имя, когда его произносят.
  • Радоваться при виде любимой игрушки и при появлении новой.
  • Следить глазами за тем, что движется: игрушка, погремушка, животные, родители.
  • Реагировать на любимую музыку –это помогает иногда успокоить плачущего малыша, он даже может начать подпевать слогами.
  • Четко выделять голос мамы и папы, а также те голоса, которые он часто слышит.

Дополнительная информация. Особенную радость приносит маме и папе «комплекс оживления» крохи: увидев родителей, он начинает смеяться в голос, барахтаться конечностями и пытаться ухватить руки любимых близких.

Психоэмоциональное развитие

У четырехмесячного ребенка очень развиты эмоции, чувства становятся насыщеннее, психика активно развивается.

Эмоциональное развитие отличается следующими факторами:

  • Оживление при виде знакомых лиц.
  • Увидев маму, радостно щебечет и гулит.

Ребенок всегда рад своей маме, излучает радость и улыбку

  • Радуется своему отражению.
  • Много лепета в речи. Иногда встречаются «ба», «ма», «па», но они, скорее, не осознаны.
  • К радости и грусти добавляются гнев, обида, злость, спектр эмоций расширяется.
  • Дифференцируется поведение: нравится играть – радуется, прекращается игра – плачет. Выбирает любимые игрушки для игр.
  • Поворачивается на звучание музыки, выделяет ритмичную, мелодичную музыку.
  • Прислушивается при произношение своего имени.
  • Знакомится со своим телом, ощущает его в пространстве, пристально смотрит на свои ладошки и щупает ножки. Все познает через игру.
  • Зрение становится на уровне взрослого, различает цвета.
Читайте также:  Опрелость в паху и на попе у ребёнка - как от них избавиться и как лечить

Что способствует развитию

Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:

  • Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
  • Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
  • Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
  • Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
  • Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
  • Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
  • Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
  • В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
  • Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.

Наличие специальных игрушек способствует развитию

Обратите внимание! Кроха познает мир через игру, поэтому, чтобы развитие шло успешно и без слез, стоит превратить весь процесс обучения в развлечение.

Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
  • Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
  • Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
  • Постоянный разговор с крохой.
  • Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.

Когда стоит беспокоиться

Каждый малыш развивается по своему графику. То, что один может освоить в 4 месяца, другой – сумел изучить в три, а некоторые могут запаздывать.

Есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание:

  • Если кроха не гулит, не лепечет, не проявляет никакой двигательной активности.
  • Отсутствуют реакции на звук (это голос мамы, музыка, произношение его имени родителем).
  • Нет реакции на появление знакомых людей, в частности, родителей.
  • Нет интереса к игрушкам и играм.
  • Малыш не удерживает головку, лежа на животике.

Малыш должен хорошо удерживать головку, лежа на животике

  • Не переворачивается или не пробует.
  • Нет осмысленной улыбки и реакции на улыбку взрослого.

Дополнительная информация. В этом возрасте малыш проявляет особый интерес к играм, поскольку познаёт внешний мир. Мама должна предлагать ему различные игрушки по формам, текстурам и материалам.

Если родители отмечают у своего ребенка три и более отклонений, значит, малыш развивается с некоторой патологией. Данные проблемы не стоит списывать на самотек, они достаточно серьезные. Чтобы их выяснить, необходимо обратиться к педиатру. Если получить квалифицированный совет вовремя – сделать шаг к быстрому и успешному выравниванию проблемной ситуации. Детский врач подскажет, какая сфера нуждается в развитии, поможет отыскать исток проблемы. В исключительных случаях может понадобиться медикаментозное лечение.

Определенных таблиц с навыками ребенка, где прописаны точные данные, не существует, ведь каждый малыш развивается индивидуально. Лучшим решением послужит наблюдение за своим чадом. Не стоит выискивать в нем никаких недостатков, а просто развивать в форме игры. Тогда кроха будет чувствовать любовь и заботу родителей.

Видео

Развитие грудничка на 4 месяце жизни: физические умения и навыки

К 4 месяцам грудничок осваивает навыки управления своим телом, интересуется игрушками, любит весёлые игры со взрослыми. Изменения происходят и в физиологии: налаживается работа желудочно-кишечного тракта, а колики остаются позади.

Педиатры говорят о том, что без помощи родителей и их постоянного внимания, полноценное развитие малыша невозможно. Поэтому мамам и папам полезно знать о том, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца и как его развивать.

Физиологические особенности малыша на 4 месяце жизни

В среднем вес малыша на 4 месяце составляет около 6100-6700 граммов, а рост — в пределах 61-63 сантиметров.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. Прибавка в весе за 4 месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра.

Начиная с 4 по 6 месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Начинают активно расти волосы, при этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам.

Зрение. К 4 месяцу у малыша завершается формирование зрения, поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый.

В это время косоглазие должно проходить. Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 — 40 сантиметров от него. Теперь же к концу 4 месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров.

Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей. Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.

Слух. При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его. На музыку малыш реагирует по разному: при звуках быстрой ритмичной музыки, проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища.

В подражание поющему родителю, ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания ритмичной музыки, оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

Время суточного сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются. Для правильного развития ребенка следует придерживаться четкого режима.

Таким образом, малыш будет с аппетитом кушать, хорошо спать и во время бодрствования будет весел и полон сил. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

В отличие от 3 месяцев, ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит родителя, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, возмущаться, смотреть вам вслед.

Физические умения и навыки: что должен делать малыш в 4 месяца?

С каждым месяцем мышцы ребёнка укрепляются, поэтому он постоянно учится чему-то новому. Несмотря на то что все дети развиваются в индивидуальном темпе, есть общие критерии, по которым врачи определяют, не отстаёт ли кроха от сверстников:

  • лёжа на животе самостоятельно удерживает голову, опирается на ладошки и приподнимает верхнюю часть туловища;
  • может переворачиваться со спины на живот и со спины набок (в пределах нормы этот навык может появиться ближе к 5 месяцам);
  • лёжа на спине пробует поднять голову и тело (это первые попытки крохи сесть);
  • манипулирует руками (может осознанно хватать интересующий предмет и удерживать его);
  • высоко поднимает ноги в положении лёжа на спине (например, для того чтобы поиграть с ними);
  • отталкивается от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки;
  • хватает и удерживает предметы 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки;
  • активно участвует в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь;
  • тянется и трогает окружающие предметы, осознанно засовывает пальцы в рот;
  • раскрывает ладошки и разжимает пальчики;
  • умеет садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.
Читайте также:  Пониженная температура тела человека - причины низкой температуры тела о чем это говорит

Двигательная активность. На 4 месяце, малыш в положении на животе уже уверенно держит голову перпендикулярно поверхности и смотрит вперед и в стороны перед собой. С возраста 4–4,5 месяца за счет опоры на руки (предплечья) поднимает не только голову, но и грудь. Может уже в большей степени опираться на одну из рук. К этому времени ребенок должен самостоятельно переворачиваться со спины на бок.

Переворот тела непроизвольный, он следует за случайным поворотом верхней или нижней части тела в сторону, например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от средней линии тела.

В первое время такой поворот осуществляется в «незрелой» форме – ребенок переворачивается всем туловищем сразу, без его скручивания в позвоночнике. При этом иногда случайно может перевернуться и на живот.

К этому возрасту начинает проходить гипертонус рук, поэтому ладошки малыша большую часть времени раскрыты, а не зажаты в кулаки. Гипертонус ног может сохраняться до пяти месяцев.

Что должно насторожить родителей?

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

к содержанию ↑

Прививки и осмотр специалистов в 4 месяца

С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Он пришёл на смену приказу 2012 года, в котором для каждого возраста ребёнка был прописан список врачей и дополнительных исследований, которые должны быть бесплатно сделаны ребёнку.

Так в 4,5 месяца малыш проходит о смотр педиатра в медицинском учреждении и получает прививки по «Национальному календарю»:

  • Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка;
  • Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска);
  • Вторая вакцинация против полиомиелита;
  • Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции.

Кормление грудничка в 4 месяца

В этом возрасте материнское молоко остается необходимым и незаменимым для ребенка, количество и качество грудного молока полностью удовлетворяют потребности ребенка. Следуя мировой практике вскармливания грудных детей, в возрасте 4 месяцев основным видом питания остается материнское молоко (или смесь для искусственников). Его суточная норма потребления вырастает до 800-900 грамм, а интервалы между кормлениями составляют 3-4 часа.

Днем малыш должен кушать 5-6 раз и съедать в один присест около 120-140 грамм молочка. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стремительно растущий организм комплексом жизненно важных витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов.

Если по определенным причинам грудного молока стало не хватать, оно уже неспособно удовлетворять аппетит вашего крохи или педиатры диагностировали признаки проявления у него малокровия, стоит задуматься о методах усиления лактации или о введении прикорма.

Также педиатр может назначить ребенку витамин Д. Он участвует в правильном формировании костей, профилактике рахита. Обычно витамин Д назначается с сентября по май, точную дозу вам подберет педиатр.

Уход за 4 месячным ребенком

Нужно завести правило умывать каждое утро личико, а глаза крошки протирать смоченными тёплой водой тампонами. Уши и нос младенца удобно чистить специальными ватными жгутиками. Поскольку крошки становятся намного активней, им следует аккуратно срезать ноготки, чтобы они ими не поранились. Ванные процедуры никто не отменял. Продолжайте ежедневные умывания, подмывания, купания.

Появившиеся волосы также требуют тщательного ухода, поэтому мыть их необходимо регулярно. Казалось бы в месячном возрасте можно обойтись сменой подгузников и подмыванием, но подобное мнение грубая ошибка, ухаживать необходимо за всем телом малыша включая головку с волосами.

На этом сроке у многих деток начинают появляться зубки, в связи с чем появляется повышенная активность слюнных желёз. Когда выделяется слишком много слюны, то на подбородке может даже появиться сыпь. Не забывайте чаще мыть ребенку личико, в особенности подбородок. Чтобы не было раздражения и опрелостей, коже малыша нужно дать некоторое время контактировать с воздухом, оставляя открытыми его ножки и ягодицы.

Развитие ребенка в 4 месяца с помощью игр и общения

Многие родители пренебрегают общением с малышом, аргументируя это тем, что он ничего не понимает и не отвечает. Наоборот, активные беседы с крохой помогут ему быстрее научиться выговаривать цельные слоги, переходящие потом в цельные слова «мама», «папа», «баба». А умышленное молчание с ним лишь замедлит этот процесс. Итак, полноценному развитию малыша способствуют:

  • Общение и разговоры. Можно даже не делать этого специально, а просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота его лишь утомит.
  • Книги. Малыш с удовольствием будет слушать сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Можно купить специальные обучающие издания, подходящие для этого возраста. Очень полезны стихи. Доказано, что детки, которым читали стихи в таком юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика.
  • В отношении приспособлений типа ходунков или прыгунков – их применять ещё рано по той причине, что позвоночник и мышцы спины ребенка не окрепли и не готовы к такой нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.
  • Очень популярны развивающие коврики для детей. Их можно изготовить самим из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснастить» это чудо можно чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т.д. Такие коврики – это не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, которая влияет на мозговую деятельность.

Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное – чтобы малышу было интересно (подробности на видео). Можно устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из которых своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить эти звуки.

Любые игры этого возраста являются продолжением предыдущих игр. С их помощью малыш учится управлять своими ручками и правильно захватывать предметы. У малыша в 4 месяца идет активное развитие захвата предметов разной формы. Для игры используют предметы прямоугольной и треугольной формы. Можно заменить их брусками и пирамидками. Каждого предмета понадобится по три штуки. Ребенка выкладывают на живот, а перед ним кладут одну игрушку в форме прямоугольника.

Он сразу же заинтересуется ею и захочет взять в руки. После того как он взял игрушку в руки, перед ним выкладывают еще один точно такой же прямоугольник.

Малыш наверняка бросит первую игрушку и станет изучать вторую. После этого достают и третий прямоугольник. Пусть ребенок играет столько, сколько захочет. Продолжают игру на следующий день.

На трети й день возле знакомых ребенку прямоугольников размещают треугольник. Новый предмет должен его заинтересовать. Также добавляют второй и третий треугольники. Проводится игра 3 или 4 дня, потом нужно сделать перерыв и вернуться к ней через неделю.

Таким образом, не переставайте общаться и играть с малышом: изменяйте тембр, громкость и интонации голоса. Чаще называйте кроху по имени, прихлопывайте в ладоши в такт музыке, пойте песенки и рассказывайте стихи с выражением, наблюдая за реакцией ребенка!

Малышу 4 месяца

В этом возрасте малыш подготавливается к новому этапу младенчества, когда появляется чёткая взаимосвязь между желанием и действием.

Малышу 4 месяца: РАЗВИТИЕ

В этом возрасте малыш подготавливается к новому этапу младенчества, когда появляется чёткая взаимосвязь между желанием и действием. Малыш учится сначала осознавать, а затем совершать действие, но в этом ему требуется помощь близких людей: мамы, папы и братика/сестрички.

Развиваем моторику

Малыш умеет приподнимать голову, лёжа на спине, изгибаться корпусом, ложиться на бочок, и теперь ему хочется научиться переворачиваться на живот. Обычно с первого раза ему этот навык не даётся, и он хмурится, может обидеться на весь мир. Поддержите кроху и покажите, как это сделать удобнее всего. Для этого покажите малышу яркую игрушку и положите рядом с ним, но так, чтобы он не мог дотянуться до неё лёжа на спине. Затем слегка потяните его за руку в сторону игрушки, перекиньте ножку и помогите полностью перевернуться на живот. Проделав этот маневр несколько раз с вашей помощью, малыш сможет его повторить уже самостоятельно. Также будет хорошо, если Ваш старший ребёнок на своём примере покажет крохе, как можно менять положение своего тела.

Читайте также:  ПОЧЕМУ ПОВРЕЖДЕНИЕ МОЗЖЕЧКА ПРИВОДИТ К РАССТРОЙСТВУ ДВИЖЕНИЙ - Медицинская консультация

Поддержите малыша и тогда, когда он захочет приподниматься на руках. Для этого склонитесь над крохой, когда он лежит на животе, и протяните к нему руки — в ответ он вытянет корпус к вам навстречу.

Кроме того, помогайте ребёнку учиться управлять своим телом. Для этого кладите привлекательные игрушки в стороне от него, чтобы он изгибался корпусом или, наоборот, тянулся, доставая их.

Интересной также будет игра, побуждающая ребёнка к более цепкому схватыванию. Для этого вложите в его руку предмет и сожмите кулачок, противопоставляя большой палец другим. Затем слегка потяните игрушку на себя – малыш постарается её удержать.

Развиваем зрительное восприятие

Учите ребёнка наблюдать за предметами из разных положений: лежа на спине, на животе, на боку, в «кенгурушке» у взрослого. Показывайте ему интересные игрушки и перемещайте их по разным траекториям, затем приближайте к лицу и постепенно удаляйте.

Чтобы развить наблюдательность ребёнка, показывайте ему знакомые предметы, а затем похожие, но незнакомые. Например, сначала игрушечную кошечку, затем игрушечную собачку, желательно схожих цветов. Создавайте малышу условия для исследования нового предмета, подбадривайте его и поощряйте. Также для этой цели прекрасно подойдут самодельные плакаты: их с большой радостью нарисует ваш старший ребёнок.

Развиваем слуховое восприятие

Включайте в игры с ребёнком различные предметы, издающие звук: пищащие резиновые игрушки, колокольчики, кольца с бубенцами. Давайте малышу возможность отыскать источник звука, внимательно его осмотреть и пощупать. Полезно вкладывать звенящий предмет в его руки, чтобы он сам пробовал извлекать звук. Постепенно усложняйте связь между звуком и действием. Например, подвесьте уже знакомый малышу бубен в поле его зрения, но так, чтобы он не мог до него дотянуться. Затем привяжите к бубну верёвочку с кольцом на конце и протяните малышу. Звук будет издаваться только тогда, когда ребёнок начнёт дёргать за верёвочку.

Также следует научить кроху выделять звук, который издаёт он сам, из окружающего шума. Для этого вложите в руку малыша лёгкую погремушку, а старшему ребёнку дайте колокольчик – путь они попробуют себя в роли музыкального дуэта. И если вначале малыш может отвлекаться на звук колокольчика, то через какое-то время он уже будет полностью сконцентрирован на звучании своей игрушки.

Развиваем речь

Поддерживайте первоначальные навыки речи ребёнка – «гуление», и постепенно приобщайте его к новым звукам. Например, поиграйте с ним в своеобразную «перекличку»: повторяйте за ним его же звуки, а затем произносите новые, но похожие по звучанию (агу – агы, уа – оа). Обязательно делайте паузы, чтобы малыш мог включиться в общение. И непременно хвалите его за каждую попытку – ваша поддержка для него очень важна. К этой игре можно подключать и вашего первенца – он будет повторять за вами звуки с не меньшим удовольствием, а младший ребенок научится распознавать одинаковые звуки, произнесённые разными голосами.

Малышу 4 месяца: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Ваш малыш уже заметно подрос. За последний месяц он «вытянулся» на несколько сантиметров, и увеличил массу на 600 – 700 грамм. А сколько появилось новых навыков! Малыш с интересом изучает окружающий мир, тянет к вам ручки, приветствует вас радостным гулением. Следите за успехами крохи и поощряйте каждое проявление его инициативы.

Малыш только-только научился самостоятельно переворачиваться на живот, и теперь с удовольствием изучаем возможности этого положения. Чаще всего он опирается на ладони, выпрямляет руки и приподнимает корпус. С такого «наблюдательного поста» очень удобно смотреть по сторонам. Едва освоившись с положением лежа на животе, малыш пытается научиться ползать: приподняв корпус, он неуверенно переставляет руки. Правда, продвинуться ему удаётся разве что на пару сантиметров, и это нормально. Ребёнок в совершенстве освоит ползание только через несколько месяцев, а пока необходимо заложить основу будущего навыка.

Также малыш учится сидеть, но только с поддержкой взрослого и непродолжительное время. Не стоит слишком усердствовать с этим упражнением: ребёнок будет уверенно сидеть только в 6-7 месяцев.

Зато что малыш умеет делать очень хорошо, так это доставать и хватать игрушки. Если его привлекает какой-то предмет, то он тянется к нему практически из любого положения: лежа на спине, на животе, на боку, находясь на руках у взрослого. Прежде чем дотянуться до игрушки, ребёнок отыскивает её глазами – это очень важный показатель, который свидетельствует о том, что малыш сознательно координирует свои действия. Добравшись до желаемого предмета, он долго ощупывает его руками, а затем тянет к себе в рот. Не спешите отнимать игрушку: малыш развивает тактильное восприятие, обследуя различные предметы дёснам.

К этому возрасту малыш уже хорошо запоминает внешность близких людей, и визуально может отличить «своих» от «чужих». Появляется и большой интерес к новизне. Если раньше кроху привлекали игрушки, которые лишь незначительно отличались от ранее изученных, то теперь он может обратить внимание и на предметы совершенно другой категории. Так что не удивляйтесь, если малыш вдруг потянет руку к мобильному телефону с цветным корпусом, который он случайно заметит у вас в руках.

Малыш хорошо различает знакомые и незнакомые голоса, и всегда ищет говорящего глазами. Если это мама или папа, то он улыбается, внимательно вслушивается, и радуется, когда слышит обращение к себе. Он прекрасно различает интонации, и понимает, когда вы довольны, а когда сердитесь. Строгий голос может его расстроить и даже напугать, и тогда он заплачет. Зато в ответ на ласковое обращение он обязательно улыбнётся.

Ребёнок всё чаще играет со звуками, которые ему удаётся издавать при помощи слюны. По мнению педиатров, это предпосылки появления гортанных звуков ([кх], [хы]) а также звуков, произносимых сомкнутыми губами ([б], [в], [м]).

Также малыш продолжает гулить и повторять за вами отдельные гласные звуки. Почаще разговаривайте с крохой, и его «начальный лексикон» будет постепенно обогащаться.

Малыш с удовольствием общается со взрослыми, и настойчиво требует внимания. Он радуется, когда рядом находятся близкие, а когда никого нет, он напоминает о себе целым комплексом звуков. Это может быть гуление, «покрякивание», вскрикивания, и значительно реже – плач. Интересно, что малыш сначала подаёт какой-то сигнал, а потом ждёт реакции, и только если к нему никто не походит, он повторяет свой призыв вновь.

Малышу 4 месяца: ПИТАНИЕ

В возрасте 4-х месяцев рекомендуется продолжать грудное вскармливание или питание адаптированной молочной смесью детей, находящихся на искусственном вскармливании. Объем питания составляет 1/6 от веса ребенка: 800-1000мл в сутки. Количество кормлений обычно уменьшается до 5-ти раз в сутки, с 4-х часовым интервалом между кормлениями и 6-ти часовым ночным перерывом.

К 4-х месячному возрасту желудочно-кишечный тракт ребенка становится более зрелым: созревают ферменты, местный иммунитет, угасает рефлекс «выталкивания ложки» и ребенок приобретает способность глотать более густую пищу. В ряде ситуаций (недостаточное количество грудного молока, недостаточная прибавка в весе, стойкие нарушения работы кишечника) в этом возрасте уже можно начать введение прикорма. Но делать это следует только после консультации с педиатром, который и порекомендует Вам последовательность введения продуктов прикорма.

Прикорм не рекомендуется водить раньше четырех месяцев, так как:

— если прикорм заменит хотя бы одно грудное кормление, то уменьшится выработка молока, а, значит, малыш получит меньше энергии, необходимых пищевых веществ и защитных компонентов, которые содержатся в грудном молоке;

— кишечник ребенка еще не подготовлен к приему какой-либо другой пищи, что увеличивает риск появления расстройств пищеварения и аллергических реакций.

Прикорм нежелательно вводить позднее шести месяцев, потому что:

— грудное молоко уже не справляется с тем, чтобы полноценно обеспечить подросшего малыша энергией и питательными веществами в требуемом объеме, а также удовлетворить возросшие потребности в микроэлементах;

— более позднее введение прикорма приводит к задержке роста;

— не развиваются жевание и другие важные навыки, мелкая моторика – держание ложки в руке;

— психоэмоциональное развитие ребенка тормозится в связи с отсутствием позитивного восприятия новых вкусовых ощущений.

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если на зуб больно нажимать
Почему при жевании и нажатии на зуб он болит, причины возникновения зубной боли при надавливании и способы ее устранения Боль...
Что делать перед сдачей спермограммы · GitHub
Как сдается спермограмма Как проходит анализ спермы? Анализ спермы, или спермограмма – осуществляемое в лабораторных условиях исследование эякулята (семени) пациента...
Что делать после ожога и какое средство лучше помогает в лечении Paramedic
Обработка и лечение ожогов Оглавление: Классификация ожогов Степени тяжести Первая помощь при ожоге Чего не рекомендуется делать при ожоге? К...
Что делать, если начинается ячмень энциклопедия
Градина на глазу. Почему возникает халязион и чем от отличается от ячменя Выход закрыт Халязион многие путают с ячменем, ведь...
Adblock detector