Аутизм аутизму рознь три формы расстройства по степени тяжести

Вопрос-ответ. Какая связь между аутизмом и умственной отсталостью?

Ответ эксперта на вопрос родителей о том, что значит диагноз «умственная отсталость» при аутизме

Перевод: Елизавета Морозова

У моего четырехлетнего сына диагностировали первазивное расстройство развития. Во время недавнего обследования специалист сказал, что у сына «умственная отсталость в дополнение к аутизму». Какая есть связь между расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью? Есть ли у моего сына еще и отсталость?

Это очень сложный и болезненный для многих вопрос. Скорее всего, каждый специалист ответит вам по-своему. Пожалуйста, поймите, что сейчас я выскажу лишь собственное мнение, которое отражает мои собственные пристрастия и личное понимание существующей научной литературы. Также я не могу говорить конкретно про вашего ребенка, так как для этого у меня недостаточно информации.

После этих обязательных оговорок, выскажу свое мнение вкратце: вполне возможно, что функционирование вашего сына на данный момент соответствует критериям умственной отсталости, но это не обязательно означает, что у него есть умственная отсталость. Попробую объяснить, что я имею в виду. Рассмотрим критерии для диагноза «умственная отсталость». В диагностическом и статистическом руководстве психических расстройств есть три критерия умственной отсталости:

— Коэффициент интеллекта на два или более стандартных отклонения ниже среднего значения.

— Значительные дефициты адаптивных жизненных навыков.

— Эти проявления появились до возраста 18 лет (другими словами, до завершения психического развития).

Ваш сын соответствует этим трем критериям? Им соответствуют большинство детей, у которых диагностировали расстройство аутистического спектра (РАС). Однако проблема в том, что это может быть не дефицит интеллектуальных способностей, а отражение нынешних поведенческих, коммуникативных и социальных проблем.

Давайте подумаем, как проводятся стандартные тесты на интеллект. Обычно они требуют взаимодействия ребенка и специалиста, в том числе ответов на вопросы, выполнения инструкций, имитации, рецептивного определения или называния различных предметов. У многих детей с аутизмом попросту отсутствуют все эти навыки на момент тестирования.

Известно, что в результате эффективной программы поведенческой терапии коэффициент интеллекта многих детей с аутизмом «прыгает» на десятки пунктов вверх. Почему это происходит? У этих детей волшебным образом повысился интеллект, или же просто у них были сформированы навыки, позволяющие принять участие в тестировании? Мне кажется, второе объяснение гораздо более вероятно.

И это подводит нас к следующему вопросу. А что такое, собственно, «интеллект»? Это какой-то общий фактор, или же это несколько более конкретных факторов? Как сказал в свое время один специалист, интеллект — это то, что измеряет тест на интеллект.

Давайте рассмотрим такую ситуацию: иногда я работаю в Ирландии, и однажды я был в аэропорту Дублина вместе со своей подругой и коллегой, Мередит Ниделман (необыкновенно замечательным логопедом), после проведения местных консультаций. Она читала мне историю из журнала про какую-то кинозвезду. В какой-то момент Мередит осознала, что я смотрю на нее непонимающе, улыбнулась и сказала: «Ты ведь даже не знаешь, про кого речь, верно?» Боюсь, я понятия не имел. Я не опознаю 98% знаменитостей, даже если мне пистолет к голове приставить. Просто это область, которая мне совершенно не интересна. Можете считать меня культурно неграмотным.

Зачем я про это рассказываю? Потому что многие дети, у которых диагностировано РАС, не получают того жизненного опыта и знаний, которые нужны для ответов на вопросы при оценке интеллекта. Например, несколько лет назад я тестировал одного ребенка. Когда я встретился с ним впервые, он не пользовался туалетом, не говорил, а ел только детское питание и больше ничего. В течение следующего года его семья и специалисты прикладывали просто невероятные усилия, и все эти проблемы так или иначе уменьшились, и с ним уже можно было провести тестирование интеллекта, в том числе, ту часть, где нужно было называть то, что изображено на картинке. И этот ребенок смог назвать много предметов, но очень многие изображения он не знал.

Когда я обсуждал результаты тестирования с его мамой, я спросил, видел ли ее сын домашних животных, которых нужно было назвать в ходе теста. Его мама посмотрела на меня так, как будто у меня было восемь голов, и спросила, считаю ли я, что с учетом прошлых проблем сына, они часто водили его в контактный зоопарк. Вполне резонный ответ, но сейчас возможности ребенка уже стали другими. Так что я созвал людей поумнее меня (его дефектолога, тьютора и логопеда), и мы, вместе с его семьей, составили план, по которому каждую неделю мальчик должен будет «наверстывать» упущенный опыт. Мы ходили с ним по мосту и тонеллю, были в зоопарке и аквариуме, были на бейсбольном матче, на побережье, в лесу и так далее. Должен также отметить, что во время того же тестирования интеллекта, в одном из субтестов, в котором не требовалась устная речь, результаты мальчика были значительно выше среднего значения.

Читайте также:  Как носить съемные зубные протезы, снимать ли их на ночь и для чего, можно или нет спать не извлекая

Что же касается вашего сына, то тут нужно больше информации. Какой именно тест применялся? В нем были вербальные и невербальные компоненты? Насколько большим был разброс результатов в различных субтестах? Этот тест подходит ребенку его возраста? Этот тест был стандартизирован для людей с инвалидностью? Он проводился правильно? Тест проводился человеком, с которым ребенок знаком, в знакомой обстановке, либо тест проводился в условиях, в которых ребенку было некомфортно или у него не было мотивации сотрудничать?

Собиралась ли информация по адаптивному поведению? Очень часто для этого не тестируют ребенка, а проводят интервью с родителями, сравнивая поведение ребенка с возрастной нормой. Если да, то каким был разброс между шкалами? Большой разброс между отдельными шкалами или разброс в пределах нормы может говорить об отсутствии умственной отсталости. Наконец, правильно ли проводился тест адаптивного поведения? Я не шучу, каких я только историй не слышал, вплоть до того, что родителям высылали опросник по почте и просили его заполнить, что совершенно не подходит для такого типа тестирования.

В любом случае, я считаю, что лучше всего вам воспринимать диагноз «умственная отсталость» просто как условное описание для дефицита языковых, социальных и других навыков у вашего ребенка. Не нужно считать это какой-то врожденной и глобальной задержкой интеллекта.

Не говорите о вашем ребенке в его присутствии так, как будто его здесь нет. Он может понимать гораздо больше, чем вам кажется. И не отказывайтесь от попыток обучать ребенка тем или иным навыкам из-за этого диагноза. Просто убедитесь, что у него есть все необходимые предварительные навыки, а потом ставьте новую цель. Дети удивляют нас каждый день.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Расстройства аутистического спектра (РДА, атипичный аутизм)

Первое, что следует знать при изучении аутизма и подходов к его коррекции, – это то, что аутизм многогранен. Под термином «расстройства аутистического спектра» (РАС) объединяются несколько синдромов, которые ранее относились к группе общих расстройств психологического развития: ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, синдром Ретта и др.

Также, вы можете посмотреть видео, в котором учитель-дефектолог и преподаватель-исследователь рассказывает об аутизме и способах работы с ним.

РАС – это расстройство аутистического спектра . На данный момент причины возникновения РАС у детей изучены достаточно слабо и не определено, что же конкретно приводит к появлению этого нарушения развития. Важно понимать, что РАС – это диагноз, который ставит психоневролог после комплексного обследования. Ни логопед, ни психолог, ни дефектолог такие диагнозы ставить не могут!

У каждого конкретного ребёнка проявления РАС будут несколько отличаться, однако, как правило, при РАС наблюдаются следующие симптомы:

    нестабильный зрительный контакт или его полное отсутствие,

задержка речевого развития, а именно коммуникативной функции речи

отсутствие интереса к продуктивной деятельности со взрослым человеком или другими детьми

определённая стереотипичность поведения (например, тяга раскладывать игрушки в линию)

тяжелая реакция на смену обстановки

тяжёлая переносимость прикосновений

чувствительность к звукам, свету.

Часто к нам обращаются родители аутичных детей с запросом «мой ребёнок не говорит». Действительно, как написано выше, задержка речи – один из самых часто встречающихся призраков аутизма.

Читайте также:  Жучки в крупе мучные, как избавиться и бороться с жучками в крупе, что делать, если завелись

В случае задержки речи у ребёнка с аутизмом существует опасность того, что ребёнок, не обладая внутренним стимулом к общению, может вообще не развить в себе речевые навыки. Именно поэтому так важно, как можно раньше начинать комплексную коррекцию, чтобы «пробудить» у ребёнка желание общаться, учиться и говорить!

На сегодняшний день не существует одной единственной программы, которая была бы эффективна для любого ребенка с РАС. Однако, существует ряд методов, которые успешно применяются при работе с детьми, имеющими РАС. Мы можем предложить Вам занятия, в ходе которых будут использоваться эти методы:

регулярные занятия с логопедом-дефектологом не менее двух раз в неделю;

метод ABA-терапии, который широко применяется для помощи детям с аутизмом;

комплексный курс «Говори!», который специально разработан нашими специалистами для активизации и развития речи детей с особенностями развития, в том числе, и с РАС.

Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра

Светлана
Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра

Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра.

Ранний детский аутизм (РДА) — к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.

Аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА):

-снижение или отсутствие коммуникативных функций,

-изменение эмоционального фона,

-набор стереотипных действий, избирательность.

В результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутического спектра» используются как синонимы, что ошибочно.

Что такое аутизм? Аутизм это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношение с другими людьми. Влияет на восприятие и понимание окружающего мира. Называется Аутизм по разному, но суть одна. Все люди испытывают трудности в трёх областях, которые называются «триадой нарушений при аутизме»:

1. трудность с социальной коммуникацией

2. трудности с социальным взаимодействием

3. трудности с социальным воображением.

Проявления Раннего детского аутизма: неуместный смех или хихикание, отсутствие чувства опасности, пониженная чувствительность к боли, может избегать объятий, необычные и однообразные игры, неровность в физических и вербальных навыках, может избегать контакта глазами, может предпочитать одиночество, трудности в выравнивании потребностей, может использовать жесты, необычная привязанность к предметам, настаивает на однообразии, повторение чужих слов и фраз, повышенная реакция на звуки или отсутствие реакции, вращение предметов или вращение на месте, трудности в общении с другими людьми.

На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает ряд признаков, которые присущ РДА. Но, как правило,при РАС проявляется 1-2 аутоподобных черт:-те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезадаптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.

При всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА-не одно и тоже. Это связано с тем, что РАС не является самостоятельным заболеванием. Рас –это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. РАС всегда является последствием неврологического нарушения ЦНС как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

Читайте также:  КРУШИНА - фото, виды, применение, лечебные свойства

РДА очень сложно компенсировать, и, как правило,детей с таким нарушением обучают специальной адаптации:

-навыки вербального и невербального взаимодействия с окружающим миром

-развитие кинестетических навыков:

Умение воспринимать своё тело, направление движений, пространство, дающих ребенку невербальное понимание.

-Анализ поведенческой терапии=АВА

-Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) способствует востановлению нервных связей в коре головного мозга.

При РАС, компенсаторные возможности существенно шире.

В справочнике с РДА при РАС прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. Работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны при РДА.

Одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА).

В частности, речь идет о переводе ребенка с РАС на карточки PECS.

К сожалению, в 80% случаев ребенок с РАС в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию.

Карточки PECS можно применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации невозможно.

Как распознать аутизм в раннем возрасте:

-задержка и искажение формирования контактов с матерью и окружающими

-чувствительность к сенсорному дискомфорту

-избирательность в еде

-однообразная игра ребенка с предметами

-неустойчивость ритма «сон-бодрствование»

-двигательная сфера развивается неравномерно.

Поведение ребенка,вызывающие у родителей опасения:

-ребенок не смотрит в глаза

-говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице

-все время повторяет слова, фразы

-ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала

-не произносит слова, мычит

-не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с детьми

-ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на маму, не реагирует на просьбы, имя

-трясет головой, руками, раскачивается

-ходит на носочках

-грызет пальцы, руки; бьет себя по лицу

-у ребенка истерики, приступы агрессии

-боится незнакомых/чужих; пугается звонков, вздрагивает

-боится света, все время выключает его.

Классификация аутизма (Никольская О. С):

*первая форма-полная отрешенность от происходящего;

*вторая форма-активное отвержение;

*третья форма-захваченность аутистическими интересами;

*четвертая форма-чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

Классификация по степени тяжести:

1) Полная отрешенность от происходящего-избегают любых контактов с внешним миром

2) Активное отвержение окружающей среды-Любое нарушение привычного ритма жизни ведет к сильной аффективной реакции.

3) Захваченность аутистическими интересами-дети стараются укрыться от мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера.

4) Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой- наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта-повышенная ранимость, уязвимость.

Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок» с неговорящим ребёнком имеющего расстройства аутистического спектра (РАС).

Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС) (3–4) Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок» с неговорящим ребёнком имеющего расстройства аутистического спектра (РАС).

Общение с детьми с расстройствами аутистического спектра. Довербальная стадия развития государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,.

Консультация для родителей «Ранний детский аутизм: есть повод для беспокойства» Очень часто родители, начитавшись ИНТЕРНЕТА и здорового ребенка «превращают» в «артиста-аутиста». Давайте разбираться: аутизм — нарушение.

Ранний детский аутизм. Вопросы, проблемы Аутизм — что это? 2 апреля — особая дата в международном календаре. Этот день посвящён аутистам — людям, которые абсолютно беззащитны.

Консультация «Расстройство аутического спектра» Последние годы всё чаще приходится встречаться с детьми с расстройством аустического спектра (РАС, практически в каждой группе детского.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра Цель: развитие высших психических функций и познавательных способностей, расширения знаний и представлений взаимосвязей окружающей действительности.

Сценарий праздника «День Нептуна» для детей с расстройством аутистического спектра Цель: создание условий для праздничного настроения у детей. Задачи: 1. Познакомить с праздником «День Нептуна». 2. Развивать зрительно-моторную.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении Социализация-это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, превращения ребёнка из природного существа в общественное, из индивида.

Ссылка на основную публикацию
Атеросклероз симптомы, причины, диагностика, лечение операция при атеросклерозе бесплатно в СПб
Способы лечения атеросклероза коронарных артерий Хроническое заболевание к развитию которого приводит оседание липидных сгустков на поверхности эндотелия называется атеросклерозом коронарных...
АРФАЗЕТИН в лечении сахарного диабета Еженедельник АПТЕКА
Какие травы эффективны при лечении сахарного диабета 2-го типа Сахарный диабет – серьезное заболевание эндокринной системы. На протяжении долгого времени...
АсАт — что это Норма в крови, причины повышения и понижения АсАт в крови
АЛТ (аланинаминотрансфераза) Вы можете добавить к заказу еще тесты в течение 7 дней Аланинаминотрансфераза (АЛТ, АлАТ) - это фермент, содержащийся...
Атеросклеротический кардиосклероз код по МКБ-10, причины, лечение
Болезни системы кровообращения (I00-I99) Исключены: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (P00-P96) некоторые инфекционные и паразитарные болезни (A00-B99) осложнения беременности,...
Adblock detector